Жизнь полна парадоксов — этим и интересна. Покупая моноколесо, я знал, что рано или поздно все моноколёсники падают, однако даже после этого 99,9% (выживших) моноколёсников продолжают утверждать: «моноколесо — самый безопасный вид транспорта». Как же так?
Теперь я знаю разгадку, потому что проехав без приключений на моноколесе более 1300км, я, наконец, как следует навернулся с него, и всё понял. Дело в том, что истории падения моноколёсников не бывают банальными. «Я ехал, ни с того ни с сего потерял равновесие и упал» — нет, такое попросту невозможно.
Я не падал с моноколеса когда только учился на нём кататься, не падал во время первых осторожных вылазок в город, не падал, когда начал проезжать по 30км по незнакомым улицам, не падал, когда мне прямо под колесо бросались бешеные пешеходы. В худшем случае я просто останавливался, роняя моноколесо на землю.
Правило безопасной езды на моноколесе всего одно, очень простое и безотказное: не ехать дальше, чем видишь. Не видишь, что за углом? Будь готов возле него остановиться, потому что оттуда может выскочить велосипедист, ребёнок или автомобиль. Не видишь, в какую сторону двинется пешеход? Притормози, чтобы успеть остановиться возле него. Не видишь, скрывается ли в луже на асфальте глубокая яма? Объезжай её стороной. Не видишь в темноте дальше двух метров? Едь так, чтобы успеть остановиться, когда в двух метрах перед тобой внезапно появится бетонный блок.
Чтобы упасть с моноколеса, нужно проявить фантазию, упорство и даже определённое мастерство. Типичный рассказ моноколёсника о том, как он загремел с колеса, всегда начинается как триллер: «возвращаясь ночью в полной темноте по незнакомой дороге..» или «я ехал в горку, против сильного ветра, с максимальной скоростью, игнорируя все сигналы колеса о перегрузке..». В крайнем случае: «накануне я залил электронику моноколеса водой, и вчера оно внезапно отключилось прямо на ходу».
После таких рассказов начинаешь как-то иначе оценивать фильмы ужасов, в которых девушка одна ночью идёт в темный подвал, чтобы выяснить, почему там раздаётся зловещий шум. Постепенно становится ясно, что дело вовсе не в том, что эта конкретная девушка — идиотка. Проблема гораздо шире — в большинстве своём люди именно такие и есть.
Но ещё хуже становится, когда понимаешь, что ты — часть этого большинства. Мой случай — ещё одно этому подтверждение: я ехал задом по парковке и, не заметив горизонтальную железную трубу, отделяющую одно парковочное место от другого, наехал прямо на неё. Колесо осталось на месте, а я поехал (точнее, полетел) дальше — спиной вперёд. End of story.
Почему это произошло? Из-за эффекта Даннинга-Крюгера, разумеется. Новички не падают, потому что боятся. Проблемы начинаются, когда твой успешный опыт начинает предательски шептать на ухо: «ты крут, ты можешь всё, у тебя всё получается, давай-ка попробуем вот такой кандибобер, будет весело!», а на самом деле ты ещё только в начале пути к настоящему мастерству.
Да, ещё один момент: у меня есть комплект роллерной защиты, который я купил специально для моноколеса, и, разумеется, в момент падения я был без него — ровно по тем же причинам: зачем надевать неудобную и громоздкую защиту, если всё равное не падаешь?
Тем, кто за меня беспокоится, скажу сразу: мне повезло, обошлось без травм, пострадало в основном моё самолюбие.
Я прочёл в своё время кучу текстов о необходимости защиты, и особенно во время обучения новым трюкам, но оказалось, что через голову такие вещи заходят плохо. А вот через локоть, который два дня ныл при каждом резком движении — очень даже хорошо.
В общем, моноколесо — самый безопасный вид транспорта, люди — самые безответственные создания из мне известных, а костный мозг гораздо мудрее того, что находится у нас в черепной коробке.
Гость (Экономисты),
2020-08-01 18:43:35