Кризис вынудил подавляющее большинство российских граждан сократить расходы . По данным ВЦИОМ, сегодня в режиме экономии живут 80% россиян, а в крупных городах эта цифра доходит до 88%. Как именно изменилось потребительское поведение, выяснила компания Profi online research , опубликовавшая на днях результаты исследования, проведенного в июле-августе текущего года.
В наименьшей степени жители России склонны экономить на собственном здоровье и самочувствии своих родных. Так, 45% опрошенных заявили, что не собираются урезать расходы на покупку медикаментов (49% от общего числа потребителей данного товара), 37% будут искать аптеки, где привычные лекарственные средства стоят дешевле, и лишь немногие готовы приобретать их в меньшем объеме (4%) или перейти на более дешевые препараты (7%). Похожая ситуация и с негосударственными медицинскими учреждениями – 37% из числа тех, кто в принципе пользуется услугами частных клиник, не планируют от них отказываться.
На втором месте по значимости идет содержание и воспитание детей. Более половины респондентов (55%), покупающих детское питание, намерены приобретать его впредь в прежних объемах и по той же цене. 40% не будут экономить на средствах детской гигиены (кстати, средства гигиены для взрослых следуют сразу за детскими – 32%). И, наконец, 60% от общего числа опрошенных и 35% от числа потребителей услуги готовы тратить деньги на негосударственное образование. Хотя этот пункт дополнен словосочетанием "повышение квалификации", во многих случаях, скорее всего, имеется в виду обучение подрастающего поколения.
В период кризиса люди предпочитают повременить с приобретением мелкой и крупной бытовой техники, мебели, товаров для дома и для автомобиля. А если уж и отправятся за такими покупками, то выберут магазины с более низкими ценами, но не более дешевые марки. Менее привередливы россияне по отношению к одежде и хозяйственным товарам – в данных категориях они согласны изменить привычным брендам с их конкурентами, которые будут доступнее по цене. Там, где это возможно, респонденты охотно используют шанс сэкономить, запасаясь продукцией впрок, – в первую очередь это относится к бытовой химии, средствам гигиены, товарам для ремонта.
Что касается продуктов питания , в целом стратегия россиян соответствует отношению к покупке непродовольственных товаров – они склонны искать торговые точки, где знакомая продукция стоит дешевле, и покупать ее реже, нежели выбирать аналоги в более низких ценовых категориях. Причем в эту стратегию укладываются и алкогольные напитки. Вопреки мнению о том, что в сложных экономических условиях люди станут больше пить, причем, выбирая дешевый алкоголь, 30% участников опроса (43% от потребителей товара) предпочтут просто сократить объем потребления спиртных напитков. Как ни странно, в наибольшей степени россияне настроены экономить на консервах и полуфабрикатах. А самые устойчивые категории – хлеб, овощи, молочные продукты, яйца, бакалея, табачные изделия: здесь люди обходятся без экспериментов – тратят столько же, сколько и раньше.
Наряду с алкоголем россияне готовы снизить частоту потребления сладостей и рыбной икры, в меньшей степени – булочных и колбасных изделий. Зато на праздники они охотно побалуют себя икрой и колбасой более дорогих марок.
Для многих граждан бывшего СССР подобная модель поведения вовсе не является принципиальным новшеством. В среднестатистической советской семье появление означенных продуктов на столе, как правило, являлось приметой праздника. И сладкое к чаю подавалось далеко не каждый день. Не был обыденностью и поход в бар или ресторан, который сегодня также становится одной из основных категорий экономии.