Статистика по ВВП стран еврозоны за II квартал, вышедшая на прошедшей неделе, вселила в экспертов оптимизм. Более того, многие поспешили предположить, что Европа простится с рецессией раньше Соединенных Штатов. Напомним, что во II квартале ВВП США снизился на 1%, после обвала на 6,4% в первом. В то же время последние европейские показатели, в особенности данные по Франции и Германии, действительно впечатляют: во II квартале обе страны продемонстрировали рост на 0,3%.
Напомним, что в I квартале ВВП Франции и Германии демонстрировал значительное снижение: французский сократился на 1,3% в квартальном исчислении и на 3,4% в годовом, немецкий – на 3,8% и 6,9% соответственно, что стало самым сильным падением за последние 40 лет.
Данные еврозоны в целом за II квартал также порадовали аналитиков. Эксперты полагали, что темпы сокращения экономики составят 0,5% квартальном выражении и 5,1% в годовом. Однако ВВП во II квартале упал, по предварительной оценке, всего на 0,1%. В годовом выражении падение составило 4,6%, что также лучше прогнозных данных.
Гораздо меньше повезло Великобритании. Ее финансовые результаты оказались хуже прогнозов: во II квартале ВВП снизился на 0,8% в квартальном исчислении и на 5,2% – в годовом, при прогнозе 0,3% и 5,6% соответственно. И все же экономическое отставание Британии от континентальной Европы не в состоянии испортить общей тенденции, говорящей о том, что дно рецессии в Старом Свете во II квартале пройдено.
Одной из причин европейского "отрыва" от США можно считать эффективные меры по стимулированию потребительского спроса. Непревзойденными лидерами в этом отношении являются как раз Франция и Германия, показавшие наилучшие результаты. Важнейшую роль в этом сыграли программы по стимулированию продаж автомобилей . Однако эффект от их реализации – временное явление. Текущий спрос повышается за счет его снижения в последующие периоды. Автомобиль – товар длительного пользования. Это означает, что поменяв старую машину "по акции" сегодня, зачастую раньше планируемого срока, гражданин не придет за ней завтра. В то время как автопроизводителям необходимо реализовывать свою продукцию и сегодня, и завтра, и послезавтра. Это означает, что если кризис не удастся преодолеть в обозримой перспективе, в дальнейшем меры по повышению продаж автомобилей в кризисный период могут стать причиной многолетней стагнации в отрасли. Все это относится и к другим сферам, где были использованы методы принудительного стимулирования. В том случае, если после их применения потребительский спрос так и не оживится, экономики мира ждет длительная стагнация.
Возвращаясь к предположениям, что по темпам восстановления европейская экономика может опередить США, отметим, что на сегодняшний день отрыв крайне незначителен. Более того, как уже говорилось выше, он во многом обеспечен мерами по стимулированию продаж в автопроме. В США (и Великобритании) подобные меры также имели место, с той лишь разницей, что к ним прибегли лишь через несколько месяцев после стран континентальной Европы. Это означает, что результаты от их внедрения могли просто не попасть в квартальную статистику. Между тем, по данным ФРС, в июле 2009 г. объем промышленного производства в США увеличился на 0,5% в месячном исчислении. Это первый рост данного показателя за последние 9 месяцев. Как и в Европе, это увязывается с активизацией выпуска автомобилей. В конце июня возобновили свою работу производства реструктурированных Chrysler и General Motors ; об увеличении выпуска продукции во втором полугодии на 26% объявил Ford . Это означает, что экономические результаты США за III квартал могут преподнести приятные сюрпризы.
Таким образом, говорить о серьезном отрыве европейской экономики от американской в плане восстановления преждевременно. Судить об этом можно будет лишь тогда, когда экономики стран мира оттолкнутся от дна и определятся с динамикой окончательно.