Впрочем, успехи отрасли могут смениться еще более стремительным падением. И виной тому будет уже не экономический кризис. Работу правительства по поддержке ГМК на плаву нивелируют руководители морских портов.
Ворота на замке
Порты – основной транспортный узел при экспорте продукции горнодобывающего комплекса. 25% от всей грузопереработки портов – навалочные грузы – в основном руда и уголь.
Каждая четвертая тонна сырья отправляется иностранным клиентам с терминалов компании «ТИС-Руда», которая работает в Южном. Благодаря строительству нового угольно-рудного комплекса «ТИС» планирует обеспечить экспорт уже в этом году 3,5 миллионов тонн ЖРС. Осенью перевалочные возможности планируют увеличить до 8 миллионов, в 2010 году – до 14. Инвестиции в проект составили 115 миллионов евро, создано более 300 рабочих мест.
Конфликт «ТИСа» с руководством «Южного» может приостановить работу комплекса, а с ней и экспорт угля и руды. «В случае остановки угольно-рудного терминала «ТИС-Руды» украинские производители угля и железорудного концентрата не смогут экспортировать по предварительной оценке до 1,5 миллиона тонн грузов до конца 2009 года, - отмечает начальник комплекса Александр Чебручан. - Украина потеряет в валютной выручке, и это однозначно, так как такие пароходы, которые обрабатываются на нашем терминале, в других портах обрабатываться не смогут. Благодаря глубинам, размерам причалов и производительности работ мы имеем значительное преимущество перед другими портами».
«Благородный»
Причина конфликта «ТИСа» и порта лежит совсем не на поверхности, а глубоко под водой. В свое время, стивидор провел дноуглубление в районе нового, построенного им же 18-го причала. Стоимость работ составила 51 миллион гривен, которые в результате принесли порту только за прошлый год более 18 миллионов долларов дополнительного дохода. Эта сумма появилась на счетах порта исключительно благодаря частному стивидору. Поэтому «ТИС» и обратился в порт «Южный» с просьбой компенсировать затраченные на дноуглубление средства, кстати, не одним платежом, а по 900 тыс. долл. ежегодно на протяжении 7-8 лет. Но в «Южном» такое предложение оценили, как «вымогательство» и попытку обанкротить порт. «Были проведены дноуглубительные работы по пяти причалам, также без согласования с портом, а потом порту предъявили иск на 52 млн. грн. для компенсации этих расходов, - заявил начальник «Южного» Юрий Крук. - Но этот иск только по одному из причалов, если суд удовлетворит это требование, то порт будет признан банкротом - у нас просто нет таких средств». В «Трансинвестсервисе» говорят, что разговоры о банкротстве больше похожи на абсурд нежели на логику здравомыслящего человека.
После того, как Хозяйственный суд Одесской области обязал порт возместить затраты «ТИСа» на дноуглубление, портовая администрация ступила на тропу войны со стивидором. В которой все позволено, вплоть до самых нечистоплотных методов. Для начала, у сотрудников компании были отобраны пропуска в порт, а там находятся офисы таможни и пограничников – тем самым была заблокирована деятельность экспедиторов и брокеров «ТИСа». Также порт расторг договор с агентской компанией «АТИС» - дочерней компанией «ТИСа», поставив под удар заходы десятков иностранных судов в месяц.
Может ли шантаж быть законным?
Но самые большие неприятности и трудности порт создал «Трансинвестсервису» с «официальным признанием» новых причалов компании. 21-й и 22-й причалы были построены компанией в 2009 году. Причалы были приняты государственной комиссией и освидетельствованы Регистром. Документы на внесение их в Свод обязательных постановлений по порту (а без этого формального внесения запрещается швартовать суда к причалу – ред.) были направлены Юрию Круку более 2 месяцев назад. Но, для него, судя по всему, этих причалов не существует.
Не существует до тех пор, пока ООО «ТИС» не подпишет договор «Об урегулировании взаимоотношений и организации сотрудничества». Согласно документу порт предлагает стивидору отказаться от требований по компенсации за дноуглубление. После этого администрация внесет причалы в Свод.
Юристы «ТИСа»считают такое предложение шантажом и вымогательством. Согласно ч. 4. ст. 189 Уголовного кодекса Украины «Вымогательство, причинившее имущественный ущерб в особо крупных размерах, или совершенное организованной группой, или соединенное с причинением тяжкого телесного повреждения, – наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества».ООО «ТИС» уже передал в прокуратуру материалы о возбуждении уголовного дела против начальника «Южного» Юрия Крука по фактам злоупотребления служебным положением. В случае возбуждения уголовного дела против должностных лица порта согласно ч. 2 ст.364 УК Украины «Злоупотребление властью или служебным положением», им грозит заключение на срок от трех до шести лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Под ударом
Своеволие начальника порта приносит стивидору крупные убытки. Так, в середине июля на рейде порта 13 дней стояло испанское судно «Scan Oceanic». Оборудование для угольно-рудного терминала планировали разгружать на 21-м причале. В итоге это пришлось делать на 20-м. «Из-за того, что мы судно «Scan Oceanic» разгружали не на 21-м причале, а на 20-м – нам пришлось отказаться от перевалки двух пароходов. Груз так и остался лежать на складе, при том, что согласно графику эти пароходы должны были быть поставлены к нам на причал и перегружены, - отметил Александр Чебручан. - В связи с этим, мы не выполнили свои контрактные условия и были оштрафованы. Кроме того, простой на рейде «Scan Oceanic» обошелся компании в 250 тысяч евро».
Однако, самые большие убытки стивидора, а с ним и экономики Украины, возможно еще впереди. Задержка с установкой привезенного оборудования, которое позволило бы уже этой осенью увеличить перевалочные возможности угольно-рудного терминала «ТИСа» до 8 миллионов тонн в год, тянет за собой срыв осенних контрактов. А постоянные препятствия в работе со стороны порта могут вообще приостановить деятельность терминала. По подсчетам экспертов, месячный простой комплекса будет стоить государству около 1,5 миллиарда гривен – именно столько недополучат производители угля, руды, транспортные компании и бюджеты всех уровней. Такая остановка скажется на представителях всей логистической цепочки – от производителя – до стивидора.
Отметим, что «ТИС» в основном переваливает грузы украинских производителей, тогда как порт «Южный» - российских. То есть, в первую очередь пострадает экономика Украины. В итоге, люди не смогут получить зарплаты, компании – доходы, бюджет страны – налоги и отчисления. Внушительный удар будет нанесен и по репутации Украины как надежного международного партнера.
Впрочем, этого всего может и не быть, если правительство вовремя изучит реальную ситуацию в южных гаванях, и сделает оргвыводы по отношению к портовым чиновникам и их деятельности.