В штате Калифорния появилась новая валюта.
Калифорния вводит долговые векселя
Вчера губернатор Калифорнии Арнольд Шварцнеггер объявил чрезвычайное финансовое положение в своем штате — дефицит его бюджета достиг 26,3 млрд. И первой чрезвычайной мерой, введенной «Терминатором», оказалась замена им долларов - чтобы было чем выдать зарплату госслужащим, в штате приступили к печати долговых векселей IOU. Получив на руки эти «бумажки», население калифорнийского побережья останется только надеяться, что они будут погашены в срок — он истекает 1 октября 2009 года. И на то, что в октябре они не получат новые векселя взамен старых.
Шансы на это сегодня как никогда высоки - о том, что самый многонаселенный штат США оказался на грани банкротства, в начале июне сообщил главный аудитор Калифорнии Джон Чанг. «Без незамедлительных действий со стороны губернатора и парламентариев штата через 50 дней неизбежно падение исполнительной ветви власти в Калифорнии», - беспристрастно констатировал аудитор.
Согласно данным аудиторов, ситуация с наполнением бюджета Калифорнии критична - финансовые поступления от подоходного налога с граждан сократились в мае на 39,3%, а поступления налогов с прибыли предприятий упали на 52,1%. На 7,6% сократились поступления от налога с продаж, а падение цен на недвижимость и вовсе достигло 54%, что поставило на грань краха банки региона.
«Единственным выходом является действительно сбалансированный бюджет, иначе мы столкнемся с худшим дефицитом ликвидности со времен Великой депрессии», - отметил Чанг. Другими словами, аудитор признал, что необходимо резко сократить бюджетные расходы и повысить налоги.
Такое предложение не прошло незамеченным со стороны губернатора, который пытается провести эти непопулярные реформы уже не первый месяц. На прошлой неделе дело дошло даже до ультиматума - Арнольд Шварценеггер предложил либо утвердить предложенный им пакет мер, включающий повышение акцизов на табак и налогов на людей с высокими доходами, либо лишить работы 51 тыс. учителей и выпустить на свободу 40 тыс. заключенных.
Местное законодательное собрание сдалось — и губернатор объявил о введении «чрезвычайного фискального положения». Кроме введения уже вышеупомянутых «зарплатных векселей», «под расход» попали и многие госучреждения. Так, ведомства, выдающие водительские права и разрешения на строительство, не будут работать первую, вторую и третью пятницу каждого месяца до июня 2010 года. Соответственно зарплата служащих этих учреждений значительно уменьшится.
«В сфере образования будет проведено сокращение расходов в объеме $5,3 млрд. Серьезному сокращению подвергнутся также здравоохранение, и другие бюджетные расходы, в том числе содержание тюрем», - анонсировал губернатор.
Другие штаты идут по примеру Калифорнии
Пока Калифорния вводит векселя вместо денег, и сокращает рабочие дни своих сотрудников, остальные американские штаты, испытывающие схожие финансовое проблемы, потихоньку начинают апробировать ноу-хау Шварценегра у себя. Пока только частично — так, в Пенсильвании местные налоги будут повышены на 16%.
Аналогичная ситуация наблюдается и в Иллинойсе, где из-за налоговых разборок между губернатором и законодательным собранием, штат фактически остался без средств к существованию. В общей сложности подобное положение наблюдается в 7 штатах, совокупный дефицит бюджета которых составляет уже 121 млрд. И в каждом из них одни и те же конфликты - поднимать или нет местные налоги, поступления от которых смогут компенсировать бюджетные недостачи.
Нежелание политиков поднимать налоги понятно — никому из них не хочется терять электоральную поддержку населения. Но вместе с тем, большинство из них прекрасно понимает - налоги поднимать необходимо, в противном случае штат попросту может оказаться банкротом. И затягивать этот процесс нет никакой возможности - к примеру, экономика той же Калифорния рухнула бы уже 31 июля, если бы Шварценеггер не напечатал долговые векселя.
Хотя и этот способ спасения выглядит уж очень хлипким — непонятно, сможет ли руководство штата погасить векселя 1 октября. Но выбора у американцев все равно уже не осталось — им остается только надеяться...