Судьба постановления Правительства РФ об увеличении до 600 тыс. руб. суммы льготных автокредитов остается неясной, соответствующий документ подписал накануне премьер Владимир Путин. В кабинете министров не скрывают: основная цель закона заключается в поддержке отечественного автопрома и иномарок, собираемых на территории РФ. В этот список, напомним, ранее попали 30 автомобилей: весь модельный ряд ВАЗ, Kia Spectra, Chevrolet NIVA, Fiat Albea, Ford Focus, Renault Logan, Skoda Fabia, UAZ Hunter и почему-то Volkswagen Jetta, стоящая в минимальной комплектации 579 тыс. руб.Практически сразу зазвучали заявления скептиков, и в адрес федерального Минпрома посыпались вопросы: как поначалу в список попала Jetta за 579 тыс. рублей? Почему в списке не присутствуют бестселлеры отечественного рынка, Hyundai Accent (холдинг ТагАЗ, Таганрог) и Chevrolet Lacetti (Автотор, Калининград)? Почему из перечня уполномоченных кредитующих организаций исчез Россельхозбанк? И, наконец, в какой форме покупателю возместят обещанные 2/3 ставки рефинансирования — путем снижения банковской ставки или путем перечисления денег на банковский счет после выплаты всей ссуды?Как бы то ни было, сложная кредитная схема начала работать (по состоянию на 2 июля было выдано более 16 тысяч кредитов), однако и здесь эксперты заметили ряд «перекосов». К слову, заказать у дилеров резко подешевевший до 345 тыс. рублей Ford Focus в минимальной комплектации (1.4 л/80 л.с., МКПП 5) практически невозможно. В местных представительствах ситуацию не комментируют, однако в Форд Мотор Компани (Москва) тактично намекнули: по программе и банкам, и дилерам «рекомендовали» продвигать именно ВАЗы, а иномарки должны будут «остаться в тени». Та же ситуация и у официальных дилеров Hyundai: несмотря на то что автосалоны ощутили наплыв воодушевленных покупателей, предложить им из «льготного» ряда попросту нечего. «Когда в 350-тысячный диапазон по ошибке попала VW Jetta, к нам стали обращаться множество людей. Причем они предлагали абсолютно разные схемы приобретения: и оплатить часть денег наличностью, а 350 тысяч рублей взять по льготе, и просто купить Jetta за 350 тысяч. Но, узнав, что при составлении списка произошла ошибка, разворачивались и уходили»,— поделилась Елена Пархомина, кредитный эксперт автосалона Вольф, официального дилера Volkswagen в Екатеринбурге». Как заявил JustMedia Кирилл Форманчук, ревизор Свердловского отделения Комитета по защите прав автомобилистов (известен под псевдонимом МЕДВЕД_01 за декоративные номера МЕДВЕД 01 RUS, укрепленные на его автомобиле), ни о каком лоббировании отечественного автопроизводителя речи не идет. «Никто, даже государство не может приказать банку — какие машины кредитовать, а какие нет. Ведь банк — это коммерческая организация, и она сама решает — как делать бизнес, кому давать деньги, а кому не давать. И я очень сомневаюсь, что кто-то кому-то сказал: помогайте только ВАЗу. Искренне сомневаюсь»,— заключил господин Форманчук. Сейчас, с увеличением суммы льготного автокредита до 600 тысяч рублей, остается неясным перечень попадающих под программу автомобилей.Ведь один только калужский автозавод Vag выпускает три модели Skoda и четыре Volkswagen, чей ценник впишется в заветную цифру. В этом же ряду стоят калининградский гигант Автотор, таганрогский ТагАЗ, московский Автофрамос (где, кроме Renault, может начаться сборка Dacia), кабардино-балкарский Derways и питерские Nissan, Toyota, Ford и строящийся сейчас завод PSA. Россия может им противопоставить лишь Volga Siber (перелицованный Chrysler Sebring) и UAZ Patriot. И, предвидя жесточайшую конкуренцию на рынке «льготных» автомобилей, мы можем предположить: если отечественным автомобилям придется слишком туго, то органы государственной власти в очередной раз «примут меры». Скажем, объявят импортные сборочные производства «недостаточно локализованными». Именно эта формулировка и закрыла дверь на рынок льготных автокредитов для Accent и Lacetti.