Будущее бизнеса – за викиномикой. Компаниии с жесткой иерархией и монополисты обречены «У меня нет конкурентов», – утверждает собственник и директор компании Brandhouse Татьяна Жданова. Её восприятие «конкуренции» отличается от привычного. «Если на рынке появилась компания, которая предоставляет схожие с моими услуги, я смотрю на неё как на потенциального партнёра и думаю, какую пользу мы можем принести друг другу», – объясняет она. Это одно из основных правил массового сотрудничества, так называемой викиномики.
Откуда вики растут Своим названием новая экономика обязана 62-летнему канадцу Дону Тапскотту, который просто соединил два слова: «вики» (гавайск. – быстрорастущий, саморазвивающийся) и «экономика». Этот термин отражает изменения, происходящие в сфере технологий, бизнеса и других. Появление и развитие интернета сделало доступными товары и услуги из любой части мира. И пользователи уже не просто общаются, а объединяются в сообщества по интересам, целям для решения какой-либо задачи или же для создания нового продукта. Самые яркие проекты такого добровольного сотрудничества – «Википедия» и операционная система Linux. С ними каждый день работают тысячи пользователей со всего мира, которые одновременно выступают авторами.
Суть новой экономики хорошо понимают и крупные производители. Компания Procter&Gamble, например, активно использует интернет-возможности. Через специально созданную сеть InnoCentive компания привлекает к разработке своих продуктов около 100 тыс. учёных со всего мира. При этом в Procter&Gamble более 7 тыс. штатных исследователей.
Без формальностей Александр Прохоренко, управляющий партнёр компании Brandesign, который в своей работе руководствуется принципами викиномики, при помощи интернета находит себе и клиентов, и партнёров. «С одной IT-компанией сейчас работаем над крупным проектом – социальной сетью, которая стартует весной 2011 года», – рассказывает Прохоренко. Само сотрудничество Александр называет «компенсацией компетенции». «Они не маркетологи, а мы не программисты. Но вместе мы предлагаем клиенту комплексное решение», – объясняет совладелец Brandesign.
С новым партнёром Александр в реальном мире виделся всего несколько раз. «Мы долго общались виртуально. По сети понятен образ мышления, виден профессиональный рост, можно выбрать близкого по духу партнёра», – перечисляет он преимущества виртуально-реальных отношений.
При этом, как отмечают последователи викиномики, партнёрство как внутри компании, так и за её пределами не обязательно фиксировать юридически. Татьяна Жданова при желании клиента просто предлагает дизайнеров или пиарщиков из компаний-партнёров. «Так мы формируем некое содружество профессионалов, каждый из нас специализируется на своей ключевой компетенции», – объясняет она. Конечно, рекомендации не бесплатны. Обоюдный маркетинг предусматривает систему вознаграждения: как правило, это определённый процент от суммы, которую платит клиент. При этом стоимость услуг для самого клиента не меняется.
Под одной крышей Во время кризиса экономной альтернативой собственному офису стали коворкинг-центры. Но вскоре обнаружились ещё и дополнительные выгоды такого решения. «Сегодня коворкинг – уже больше, чем просто совместная аренда. Фрилансеры и стартаперы начинают понимать, как можно эту идею заставить работать на себя», – говорит менеджер-координатор киевского коворкинг-центра Виолетта Стемасова.
В этом центре 50 резидентов – так называют арендаторов рабочих мест, и это люди абсолютно разных специальностей: маркетинга, IT-сферы, недвижимости, юридических услуг. По словам одного из резидентов, руководителя IT-проекта Mercator Степана Мозыры, такая разносторонность коллег даже на руку. «Всегда можно спросить совета, например, у юриста, и это будет оперативнее, чем обращаться за помощью в специализированные конторы», – считает он.
Кроме того, в коворкинг-центрах можно подыскать себе партнёра. «Если в центре есть IT-специалисты разных сфер – кто-то пишет софт, кто-то делает дизайн, то вполне можно объединить усилия и сделать общий проект», – говорит Мозыра, который в основном занимается сдачей в аренду интернет-магазинов.
Собственник итальянской IT-компании EMC2 Владимир Банишевский предпочёл открыть на базе коворкинга центр по разработке потому, что здесь намного больше возможностей. «Это сообщество технологий, ты делишься с людьми идеями, обсуждаешь, выслушиваешь мнения. И чем их больше, тем качественнее может получиться продукт», – отмечает Владимир.
Новое мышление Пока последователей викиномики в Украине не так уж много. Но все в один голос говорят, что для вики-эффекта необходимо изменить своё мышление, в частности, сфокусироваться, выбрать ключевую компетенцию в бизнесе, делиться заказами с партнёрами, эффективно использовать ресурсы. «Нельзя уже просто сидеть замкнутым в своём бизнесе, нужно смотреть за пределы не только своего предприятия, но и за пределы рынка, на котором работаешь», – уверена Татьяна Жданова.
Многие последователи викиномики считают, что компании-монополисты или компании с жёсткой иерархией, которые не готовы менять свою бизнес-модель, обречены. Их неповоротливость изолирует их от сетей, где создаются новые знания и технологии. «В любом случае всем компаниям нужны профессионалы, а так как всё больше хороших специалистов уходит во фриланс, руководителям не останется ничего другого, как использовать новые формы сотрудничества», – говорит Татьяна Жданова.
Виктория Ким-Галимова, Фокус