Однако, несмотря на значительное потепление украинско-российских отношений, последний визит российского премьер-министра Владимира Путина в нашу страну оставил в этой теме больше вопросов, чем ответов.
Конечно, поговорить о пересмотре газовых договоренностей больше хотела Украина. На итоговой пресс-конференции глав правительств эту тему поднимать не стали, но дали понять: вопрос газа поднимался. Подтверждением этому стало вчерашнее заявление премьер-министра Украины Николая Азарова, который спрогнозировал, что цена на импортируемый в Украину из России газ в первом квартале 2011 года составит около 230-235 долларов за 1 тысячу кубометров, притом что на сегодняшний день она находится на уровне 248,72 долларов за тысячу кубов.
Кроме того, премьер-министр позитивно оценил переговоры с российской стороной в газовой сфере. «Хорошее вчера было продвижение вперед, так что все нормально будет», – заверил Азаров.
Итак, судя по заявлению главы украинского правительства, тему газовых контрактов затронули, но развивать пока не стали. Причиной тому, по мнению экспертов, нежелание пересматривать цену для Украины со стороны РФ.
В частности, по словам директора Института политического анализа и международных исследований Сергея Толстова, позиция России в газовых вопросах вполне понятна. «Есть контракт, есть поправки в виде харьковских договоренностей, есть протокол сотрудничества «Нафтогаза» с «Газпромом». Россию эта ситуация вполне устраивает», – отметил он.
По мнению эксперта, харьковские договоренности решили для России одну важную проблему. «Была отменена экспортная пошлина. Это означает, что «Газпром» получил больше денег, и за счет снятия пошлины «Газпром» вышел в большой плюс по уровню прибыли», – считает Сергей Толстов. В связи с этим не удивительно, что Россия не хочет поднимать газовые вопросы. Поскольку «Газпром» для РФ «не только донор бюджета, но и очень большой кошелек».
Тем не менее эксперт считает, что Украине не следует разрывать газовые контракты с Россией в одностороннем порядке, поскольку это невыгодно, в первую очередь, нам самим. «Можно придумать юридическую процедуру оспаривания газовых контрактов 2009 года. Однако поставьте себя на место «Нафтогаза» или министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко. У нас и так зыбкие отношения с партнером, у которого карты на руках лучше, чем у нас. Разорвать в одностороннем порядке контракты – значит обострить отношения до предела и войти в фазу неопределенности», – считает Сергей Толстов.
С ним в корне не согласен эксперт по энергетическим вопросам Центра Разумкова Владимир Омельченко. По его мнению, разорвать кабальные для Украины газовые договоренности 2009 года было бы правильным решением украинских властей. «Украина может разорвать контракты с Россией на коммерческом уровне, без политики. И это будет самое правильное решение», – отметил он.
По словам Омельченко, в коммерческом контракте между «Газпромом» и «Нафтогазом» есть пункт, который предусматривает, что в случае изменения экономических условий стороны могут разорвать контракт. «Украина может аргументировать свое решение изменениями на газовом рынке. Если Россия не согласится на такое развитие событий, то мы вполне обоснованно можем обратиться с иском в Стокгольмский суд», – пояснил эксперт.
Такую закрытость темы газа в переговорах пояснил народный депутат от Партии регионов, инициатор изменений к закону о трубопроводном транспорте Василий Киселев. По его словам, украинская сторона отстаивает свои интересы, а российская – проталкивает свои. «Тимошенко подписала кабальное соглашение по газу, которое неподъемно для Украины. Теперь нужно находить основания, чтобы эти договоренности разорвать», – считает депутат.
Более того, по его мнению, несмотря на заявления россиян, которые неоднократно говорили, что цена на газ для Украины никогда не снизится, у нас есть повод для оптимизма, «учитывая, что идут переговоры о совместном предприятии на базе «Нафтогаза» и «Газпрома». Просто Украина хочет как можно дороже продать свои активы, а Россия – не хочет потерять свои.