Российский рубль находится в оптимальном состоянии, и в ближайшее время не стоит ожидать ни его ослабления, ни чрезмерного укрепления. Такое заявление сделал премьер-министр РФ Владимир Путин, комментируя вопрос о расширении плавающего коридора бивалютной корзины. Ранее руководитель Минфина Алексей Кудрин заверил взволнованную общественность в том, что решение ЦБ не связано с так называемой гонкой девальваций. Наоборот, более гибкий курс предполагает минимальные интервенции Центробанка или полное их отсутствие. "Когда регулятор не участвует в интервенциях, это означает, что формируется более объективный курс", – подчеркнул Кудрин.
Одновременно министр финансов выразил обеспокоенность возросшей в последнее время волатильностью резервных валют, поскольку это свидетельствует о нестабильности мировой финансовой системы. "Особое беспокойство вызывают односторонние попытки некоторых стран принять решение по управлению валютными курсами с целью выравнивания своего платежного баланса и стимулирования экономического роста", – отметил Кудрин в своем выступлении на пятом пленарном заседании диалога Россия–ЕС по финансовой и макроэкономической политике.
О "валютных войнах" заговорили на прошлой неделе с подачи бразильского коллеги Кудрина Гвидо Мантега, употребившего этот термин для характеристики ситуации, сложившейся на мировых финансовых рынках. По его словам, Центробанки многих стран пытаются искусственно сдерживать укрепление национальных валют, чтобы повысить конкурентоспособность в сфере экспорта. За последние недели несколько ключевых экономик мира предприняли подобные шаги. По подсчетам The Financial Times , с 27 сентября по 11 октября ЦБ Индонезии, Малайзии, Таиланда, Тайваня и Южной Кореи потратили совместно $28,74 млрд на сдерживание роста своих валют. Япония провела первую за шесть лет интервенцию на валютном рынке. Аналогичные меры изучают правительства Бразилии и Индии.
Валютная тема активно обсуждалась в минувшие выходные на совместном заседании руководства МФВ и Всемирного банка, а также на встрече министров финансов и глав Центробанков крупнейших стран. Однако никаких конкретных результатов это обсуждение не принесло. Вряд ли поможет прийти к компромиссу в данном вопросе и предстоящий саммит G20. При этом директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан предупредил, что использование валют в качестве политического оружия станет серьезной угрозой для восстановления мировой экономики и в долгосрочной перспективе это будет иметь крайне разрушительные последствия.
Глава МВФ, основным акционером которого выступают США, пожурил развивающиеся страны. Но большинство мировых экспертов склонны винить в развязывании "валютных войн" именно американцев, которые слишком часто включают печатный станок , чтобы решить свои проблемы за счет остального мира. По мнению экономиста из Китая Ли Саньяня, нынешнее падение курса доллара – не естественное явление, вызванное фундаментальными причинами, а управляемая девальвация. Обесценивая доллар, Соединенные Штаты добиваются распространения инфляции на мировую экономику.
Схожей точки зрения придерживается главный экономист российской компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. "Сейчас многие страны пытаются защититься от избытка долларовой ликвидности в мировой экономике. Это четко указывает на источник данной проблемы – трехкратный рост долларовой денежной базы с начала кризиса. США и несколько других экономически развитых стран в течение минувшего десятилетия слишком увлеклись стимулированием своих экономик и допустили избыточный рост задолженности и в частном, и в государственном секторе. По мере роста долга увеличивался бюджетный дефицит, а поскольку процентные ставки были снижены до рекордно низких уровней, этим странам не остается ничего другого, как попытаться заставить другие государства реализовать благоприятную для первых кредитно-денежную политику. Едва ли они преуспеют в этом. Очевидно, что Вашингтон стремится избежать роста проблем внутри страны, но именно того же хотят у себя и Китай, и другие страны".
Аналитик отмечает, что конкуренция в мировой торговле никогда не была в полной мере честной, поскольку международные расчеты осуществляются преимущественно в долларах, и теоретически предполагается, что США могут напечатать столько денег, сколько захотят. "Проблема в том, что такая теоретическая возможность была реализована ими на практике, и это подтолкнуло другие страны к ответным действиям, – продолжает Гавриленков. – Трудно представить себе масштаб последствий для Китая, Японии и других стран в результате внешних потрясений, которые бы произошли, если бы курсы национальных валют менялись в соответствии с динамикой курса доллара. Защитные меры, принимаемые правительствами этих стран, выглядят вполне обоснованными".