Еврокомиссия активно добивается изменения условий стратегического соглашения об увеличении поставок газа из России в Польшу. Как пишет , Брюссель указывает, что соглашение, по условиям которого ежегодные поставки голубого топлива возрастут с нынешних 7,5 до 10,5 млрд куб. м, нарушает ключевые пункты энергетического законодательства Евросоюза.
Согласно документу, "Газпром" и его партнер, компания Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo SA (PGNiG) , должны реструктурировать совместное предприятие Europol Gaz , которое управляет польской частью ведущего из России в Польшу газопровода Ямал – Европа. Сейчас "Газпром" и PGNiG владеют по 48% Europol Gaz , еще 4% принадлежат компании Gas Trading , акционерами которой являются PGNiG (43,41%), PHZ Bartimpex (36,17%), OOO "Газпром экспорт" (15,88%), Weglokoks SA (2,27%) и Wintershall Erdgas Handelshaus GmbH (2,27%). Если соглашение будет подписано, PGNiG и "Газпром" поделят Europol Gas поровну.
Больше всего возражений в Брюсселе вызывает пункт соглашения, запрещающий российской и польской стороне включать в капитал Europol Gas новых участников. Это противоречит нормам Третьего энергопакета ЕС, запрещающего добывающим компаниям из стран, не входящих в ЕС, получать контроль над транспортными системами или блокировать конкурентам доступ к ним.
Как заявил The New York Times польский эксперт Александр Смоляр, на примере его страны Москва хочет выяснить, сможет ли Евросоюз отстоять свою энергетическую политику. "Россия использует Польшу как тестовый материал, чтобы проверить, удастся ли ей обойти европейское законодательство. Проще говоря, вопрос в том, кто раньше моргнет", – пояснил Смоляр. Пока, отмечает издание, защита единой политики в вопросах энергообеспечения у ЕС получается плохо – "тяжеловесы" вроде Германии, Франции и Италии активно пытаются заключить с Москвой двусторонние договоры, не особенно стремясь посвящать Брюссель в их условия.
В случае подписания соглашения между Москвой и Варшавой Польша, и так сильно зависящая от российских энергоносителей (сейчас 65% импортируемого этой страной газа поступает из России), сможет окончательно попрощаться с идеей энергонезависимости. Варшава рассматривала несколько вариантов снижения зависимости от Москвы, в том числе с помощью добычи сланцевого газа и постройки терминала по приему сжиженного газа на балтийском побережье (проект мог быть закончен к 2014 г. ), однако после вступления в силу соглашения между PGNiG и "Газпромом" интерес инвесторов к этим проектам, скорее всего, исчезнет.
Договор, срок действия которого заканчивается в 2037 г. , вызывает противоречивые оценки даже в польском правительстве. Известно, что против него выступает глава МИД страны Радек Сикорский. Активным сторонником подписания соглашения является министр экономики Польши Вальдемар Павляк, заявивший 4 ноября, что договор будет заключен до конца нынешнего месяца. Времени действительно остается немного – в PGNiG заявляют, что дальнейшее промедление может оставить потребителей компании без газа.