В минувшую среду министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что подконтрольное ей ведомство выступит за сохранение льготной экспортной пошлины на Ванкорском месторождении. По ее словам, в настоящее время вопрос прорабатывается и итоговое отношение к данной льготе министерства будет зависеть от финансового характера проекта.
"Мы сейчас с "Роснефтью" вместе работаем и должны понимать, какая будет доходность на вложенный капитал. Она должна быть сравнима с проектами аналогичного рода на мировых рынках, потому что компания международная", - пояснила Набиуллина. По ее мнению, экспортные пошлины являются важными параметрами для компании. "Мы рассматриваем и затраты компании: почему те или иные затраты они включают в проект, насколько они обоснованы", - приводит слова министра .
Ранее для месторождений Восточной Сибири, в которые входит Ванкорское "Роснефти", существовала нулевая экспортная пошлина, но затем по инициативе Минфина было решено заменить ее льготной ставкой. Сейчас ставка экспортной пошлины в этом регионе составляет $82,1 за тонну нефти, при этом общая ставка пошлины зафиксирована на отметке $273,5 за тонну.
До сих пор ведомство Кудрина считает, что с 2011 г. все преференции с Ванкора должны быть сняты, и "Роснефть" должна платить налоги на общих основаниях. В связи с этим нефтяная компания обратилась к правительству с просьбой о продлении налоговых льгот для данного месторождения. В частности руководство "Роснефти" говорит о сохранении экспортной пошлины на нефть на уровне менее $100 за тонну и на срок не менее двух-трех лет. За этот период пройдет этап начального освоения, и начнется пиковая добыча. В результате обращения нефтяников глава правительства Владимир Путин поручил Минфину и Минэкономразвития проработать вопрос.
Как отмечают аналитики, скорее всего правительство пойдет навстречу "Роснефти" не только потому, что это компания является государственной, но и в связи с тем, что за счет Ванкора будет поддерживаться уровень нефтедобычи в стране. Сейчас компании необходима налоговая передышка, так как освобожденные денежные средства пойдут на разработку месторождения. Но, впоследствии, когда начнется пиковая добыча, затраты с лихвой компенсируются.
"Скорее всего правительство поддержит продление льгот и снижение экспортной пошлины для Ванкора. Собственно, тема уже обсуждается достаточно давно и в целом позиция правительства остается более ориентированной на интересы стимулирования разработки и разведки новых месторождений даже в ущерб текущим налоговым поступлениям. Об этом же свидетельствует и предоставление льготного режима месторождениям каспийского шельфа", - заявил управляющий фонда "Финам Нефтегаз" УК "Финам Менеджмент" Роман Беседовский.
По словам эксперта, такой высокой себестоимости разработки и добычи, как в российских климато-географических условиях нет нигде, даже на Аляске. А последняя, как известно, очень серьезно поддерживается различными мерами властями США и без них была бы нерентабельной.
Аналитик "Инвесткафе" Анастасия Соснова в беседе с отмечает, что пролонгация льготной пошлины для "Роснефти" имеет смысл хотя бы до окончания строительства второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", то есть до конца 2013 г. , пока мощность трубы ВСТО не будет увеличена.
"Только тогда "Роснефть" сможет позволить себе выйти на полную мощность добычи на Ванкорском месторождении", - уверяет Анастасия Соснова. До тех пор же объемы поставляемой в Китай нефти, добавляет она, будут ограничиваться мощностью существующей ветки ВСТО (план прокачки нефти по ВСТО в 2010 г. — 15 млн т), от которой китайцы в текущем году планируют достроить ответвление на Китай.
"Планы по добыче нефти на Ванкоре после выхода на полную мощность - 25 млн тонн нефти в год. При существующей же необходимости инвестиций в развитие проекта и с учетом текущей себестоимости добычи он становится малоинтересным. Впрочем, вполне возможно, что сильное лобби "Роснефти" окажет влияние на правительство, которое все-таки примет решение продлить льготы для восточносибирских месторождений", - заключает аналитик "Инвесткафе".
Помимо этого участники рынка подчеркивают, что не только "Роснефти" необходимы налоговые послабления. По той причине, что постоянно растут тарифы по транспортировке и электроэнергии, в связи с чем растет себестоимость проектов, да и высокая налоговая нагрузка подталкивает нефтегазовые компании отказываться от реализации высокоэффективных проектов, а также значительно уменьшать инвестиции в их разработку. Чтобы этого не происходило, и у компаний был бы стимул, необходимо снижение уровня суммарной налоговой нагрузки.