Свердловское правительство ставит очередной антирекорд. Авиаполосу-долгострой в Гарях создавали под самолеты, которые уже сняты с производства. «Такое может быть только в России», — смеются чиновники. Тем не менее, вопрос, что делать с простаивающим уже несколько лет объектом дальше, с повестки не снимается, — потрачены бюджетные деньги. Амбициозный проект развития малой авиации в Свердловской области, начатый еще при Эдуарде Росселе, застрял на полпути. Вписанное в него строительство авиаполосы в поселке Гари давно приняло вялотекущий характер и превратилось в головную боль минстроя. Стоит отметить, что в Гари, кроме как на пароме, можно было только попасть на самолете. Проект взлетно-посадочной полосы создали еще в 2002 году. Вложили бюджетные деньги. Спустя несколько лет неожиданно выяснили, что полосу строят под самолеты, которые сняты с производства.
«Полосу строили под Ан-2. Их больше не выпускают. В министерстве не знали о прекращении выпуска этих самолетов и продолжали строить полосу», — говорит источник в свердловском минстрое.
В существующем виде от проекта строительства взлетно-посадочной полосы в Гарях в минстрое решили отказаться, о чем свидетельствует официальное письмо на имя главы правительства области Анатолия Гредина. «Принимая во внимание, что проектная документация была разработана под «Уктусский» авиаотряд с базовыми самолетами Ан-2, а в настоящее время имущество авиаотряда, находящееся в федеральной собственности, находится в процедуре банкротства, продолжение строительства без разработанной концепции развития малой авиации в Свердловской области считаем нецелесообразным», — говорится в письме.
Памятуя о том, что в 2008 году УГМК-Холдинг, купивший 51% акций авиастроительной компании Aicraft Industries, представил собственный авиационный проект, проект строительства взлетно-посадочной полосы в Гарях возможно переделать под самолеты этой компании. Однако инвестиций от холдинга так и не последовало. Другие инвесторы также не нашлись. «Должно быть принято решение об экономической целесообразности проекта. Его принимает министерство транспорта. Все, что надо, мы готовы построить», — рассказал JustMedia министр строительства Свердловской области Михаил Жеребцов.
Изменение концепции проекта летом было передано в руки областного министерства транспорта, но до настоящего времени новая концепция так и не представлена.
«Сам проект нам никто не передавал. Что делать с концепцией? Сейчас готовим программу развития транспортного комплекса, но проект по Гарям туда пока не ввели», — говорит министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Сергей Швиндт.
Не лучше обстоят дела и со строительством автозаправочного комплекса в Гарях. Крупные инвесторы отказываются браться за этот проект. Кроме того, вернуть бюджетные деньги от подрядчика «Жилдорстрой» проблематично. Управление по благоустройству Гаринского городского округа для продолжения строительства расторгает через суд контракты с подрядчиком и пытается вернуть бюджетные деньги.
Всего нецелевым образом было израсходовано порядка 9 миллионов рублей. Как отмечают в министерстве строительства области, часть средств, потраченных на АЗС и взлетно-посадочную полосу, удалось вернуть. В администрации Гаринского района говорят, что несколько лет назад от руководства Свердловской области поступило официальное распоряжение о достройке объекта за счет средств подрядчика. Однако последний на это не отреагировал.
Судебные тяжбы с подрядчиком продолжаются. Чтобы понять, достраивать АЗС или нет, в ноябре предлагается пригласить на заседание областной думы представителей Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области. В компетенции этого органа находится вопросы взыскания средств с «Жилдорстроя». Впрочем, отчет о потраченных и возвращенных деньгах вряд ли поможет достройке АЗС. Крупные инвесторы отказываются принять участие в этом проекте. Особой надежды на малый и средний бизнес тоже нет. Возможности продолжать строительство взлетно-посадочной полосы в Гарях в региональном минстрое также не видят. Но и вариантов перепрофилирования объекта немного.
«Когда полосу начинали строить, в ней была необходимость. Сейчас надо понимать, под что ее можно перепрофилировать. Может, подойдет для испытаний спорткара Николая Фоменко «Маруся», — улыбается Михаил Жеребцов.
Шутка шуткой, но и этот вариант в JustMedia решили проверить.
«Испытания «Маруси» возможны везде. Встает только вопрос доставки. В этом плане выгоднее проводить испытания в Подмосковье. Если говорить о технических возможностях, то нужно смотреть степень готовности объекта и насколько вероятно его перепрофилировать», — рассказал начальник отдела по маркетингу компании «Маруся Моторс» Константин Андреев.
Туманная мечта о применении полосы в Гарях для испытаний «Маруси» развеялась на глазах. JustMedia предлагает читателям огласить собственные варианты использования и перепрофилирования объекта-долгостроя. Ваши предложения передадим в областное министерство транспорта.
Вложения в строительство взлетно-посадочной полосы: 2003 год — 2, 257 миллиона рублей 2004 год — по 3,2 миллиона рублей от правительства области и муниципалитета 2005 год — 843 тысяч рублей 2006 год — 3,85 миллиона рублей 2007 год — 2,385 миллиона рублей Вложения в строительство АЗС: 2004 год — 400 тысяч рублей2005 год — 1,9 миллиона рублей 2007 год — 9,68 миллиона рублей из областного бюджета и 100 тысяч рублей из местного.