В первом полугодии Европа превысила докризисный уровень потребления природного газа. Из отчета Международного энергетического агентства (МЭА) следует, что страны Западной и Центральной Европы плюс Турция увеличили импорт газа из-за пределов Евросоюза на 8% к тому же периоду 2008 года. Одновременно закупки ими газа у "Газпрома" снизились на 14% при росте поставок со стороны, например, норвежской Statoil и катарского Qatar Gas. В "Газпроме" продолжают настаивать на том, что его проблемы на европейском рынке — временные.
МЭА опубликовало очередной статистический отчет за июнь и первое полугодие 2010 года. Данные приводятся по странам Европы из Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). За первые шесть месяцев европейские страны и Турция, входящие в эту международную экономическую организацию, потребили газа на 1% больше, чем в первом полугодии докризисного 2008 года. Импорт газа за тот же период вырос на 8%. Однако, как и планировала Еврокомиссия, в ходе преодоления финансово-экономического кризиса Европа начала диверсифицировать источники поставок газа и снижать зависимость от России. В результате закупки газа у "Газпрома" в январе—июне 2010 года снизились на 14% к первому полугодию 2008 года, тогда как норвежская Statoil (Норвегия экспортирует почти весь газ за пределы страны) поставила на 28% больше газа, чем в 2008 году, а катарский Qatar Gas — на 363%.
"Похоже, что 2010 год будет для России хуже, чем кризисный 2009-й по экспортным показателям, — полагает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — "Газпром" проигрывает основным конкурентам на европейском рынке. В основе падения продаж лежат не объективные, а субъективные факторы: ошибки руководства "Газпрома"". По мнению эксперта, все поставщики газа пересматривают формулу цены в долгосрочных контрактах. Норвегия привязала 25-30% объема продаж газа к спотовым ценам. В результате, если в июне 2008 года Европа потребила 5,75 млрд кубометров норвежского газа и 10,66 млрд российского, то в июне 2010 года поставки из этих стран почти сравнялись: Норвегия — 7,68 млрд кубометров, Россия — 8,83 млрд. "Если пару лет назад Норвегия поставляла на 46% меньше России, то сейчас разница всего в 13%. Норвегия скоро догонит "Газпром"", — отмечает Михаил Корчемкин. На некоторых рынках доля "Газпрома" уже упала, например, в Италии. Европейские потребители предлагают и "Газпрому" изменить формулу цены в контрактах, но монополия пока на это не соглашается.
"Я вообще-то оптимист, но ситуация в еврозоне у нас оптимизма не вызывает", — отметил глава "Газпрома" Алексей Миллер ещё в конце июня, говоря о перспективах экспорта российского газа в Европу.
В "Газпроме" к отчетности МЭА относятся спокойно. "Если посмотреть картину продаж за восемь месяцев, то мы имеем большой плюс к тому же периоду прошлого года", — поясняет топ-менеджер монополии. Данные МЭА подтверждают, что в первом полугодии "Газпром" понемногу восстанавливал позиции: Европа импортировала газа на 22% больше, чем за тот же период 2009 года, причем из России на 26% больше, а из Норвегии — на 18%. Но в июне глава "Газпрома" Алексей Миллер признал, что наблюдается вторая волна падения спроса, выражая уверенность, что "в долгосрочной перспективе спрос на газ в Европе будет только расти на фоне стремительного падения собственной добычи". Тем не менее 2 сентября "Газпром" объявил об очередном снижении прогноза экспорта газа по итогам года — до 140-145 млрд кубометров (в 2008 году — 179 млрд кубометров).
Летом о сокращении объема производства объявлял также Катар, намеревавшийся приостановить заводы по производству сжиженного природного газа (СПГ) на 66%. Два катарских производителя СПГ — Ras Laffan Liquefied Natural Gas и Qatar Liquefied Gas — в апреле—мае проводили обширную программу техобслуживания, из-за чего были закрыты шесть из двенадцати их производственных объектов. Еще два завода должны были быть закрыты на ремонт в течение лета.
Газовые трейдеры Европы даже начали подозревать "Газпром" в сговоре с Катаром на предмет договоренностей о плановом сокращении объема продаж с целью повысить биржевые цены при заключении спотовых сделок. Как подтверждение этого, в августе разница между долгосрочными контрактными ценами "Газпрома" и спотовыми на площадке Зебрюгге составляла всего $50 за тысячу кубометров, тогда как в мае она была более $100. Но несмотря на объявленные планы и опасения европейских трейдеров, Катар экспортировал в первом полугодии на рынки ОЭСР Европы на 233% больше, чем за тот же период 2009 года, пишет "Коммерсантъ".