Узбекистан становится одним из ключевых элементов мирового энергетического пасьянса. К нему тянутся игроки со всех сторон: с запада – Европа, с востока – Китай и Южная Корея, с севера – Россия. Ташкент не отдает явного предпочтения никому, и оттого игра становится все более напряженной.
На днях очередной ход сделала Россия. "Газпром" объявил о том, что на плоскогорье Устюрт на западе Узбекистана найдены запасы газа, позволяющие говорить о добыче в промышленных масштабах. По сообщению объединения "Газпромзарубежнефтегаз", на месторождении "Жел" было добыто около 500 тыс. кубометров голубого топлива, что подтверждает прогнозы о наличии там крупных запасов. Их точные объемы будут определены в ходе дополнительных исследований.
"Газпромзарубежнефтегаз" ведет разведывательные работы на плоскогорье Устюрт по договору, подписанному между "Газпромом" и "Узбекнефтезазом" в 2006 году. Эксперты отмечают, что устюртское открытие не стало сенсацией. Дело в том, что российские компании, работающие в Узбекистане ("Газпром" и "ЛУКОЙЛ") имеют в своем распоряжении данные геологоразведки, проведенной здесь еще в советские годы, и потому выбирают для разработки наиболее перспективные и легкодоступные месторождения. Ведь, как известно, в годы СССР Узбекистан, довольно богатый углеводородами, был оставлен про запас.
Теперь на этот запас претендуют многие. Прежде всего, Китай. Еще в 2004 году по соглашению с Ташкентом китайские компании получили право на разведку и разработку узбекских углеводородных месторождений. Так, Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) ведет работы в акватории Аральского моря, в узбекской части Ферганской долины, в Бухарско-Хивинском регионе и на том самом плато Устюрт, где присутствуют и российские газовики. А минувшим летом китайская Alcatel-Lucent Shanghai Bell получила контракт на модернизацию узбекской газораспределительной системы (на что долго не могли решиться российские компании). На эти цели китайский "Эксимбанк" выделяет кредит в размере $74 млн сроком на 20 лет под смехотворные 2% годовых. Причем, по данным узбекской стороны, за весь период с 1995 года Китай предоставил Узбекистану кредитов на общую сумму $35 миллионов. Таким образом, последний кредит превзошел все предыдущие более чем вдвое. Всего же китайские компании наметили к реализации в Узбекистане два десятка инфраструктурных проектов, оцениваемых в общей сложности в $600 миллионов.
В Узбекистане уже обосновались энергетические компании из Южной Кореи и Малайзии. Европа тоже ищет подход к узбекским ресурсам, и определенный задел у нее уже есть. Так, Германия стала одним из крупнейших инвесторов экономики Узбекистана, вложив в нее (в том числе и в добывающие отрасли) порядка $1,5 миллиардов. В июне Всемирный банк принял решение о предоставлении Ташкенту кредита в целях повышения энергоэффективности экономики. Все эти игроки так или иначе теснят Россию на узбекском рынке энергоресурсов. А ведь еще недавно она была здесь единственным иностранным партнером, скупавшим весь избыток добываемого газа – он направлялся на Запад по советскому газопроводу "Средняя Азия – Центр".
В конце августа директор Института геологии и разведки нефтяных и газовых месторождений компании "Узбекнефтегаз" Гайбулла Абдуллаев сообщил, что в 2006-2009 годах объем иностранных инвестиций в геологоразведочные работы в Узбекистане составил $1,12 млрд, а в ближайшие пять лет зарубежные компании планируют инвестировать в эту сферу почти $2 миллиарда. По данным института, на настоящий момент наиболее крупные вложения осуществили российские компании "ЛУКОЙЛ", "Газпром" и "ПетроАльянс", а также китайская CNPC International, южнокорейская Korea National Oil Corporation и малазийская Petronas Carigali Overseas. На сегодняшний день в республике выделено 47 инвестиционных блоков, на 26 из них уже выданы лицензии иностранным компаниям. Благодаря им Узбекистан прочно удерживает 11-е место в мире по объемам добычи природного газа (60-65 млрд кубометров), прирост промышленных запасов углеводородов в прошлом году составил 39%, а к 2015 году этот показатель планируется довести до 50%.
Помимо разнообразия инвесторов, Узбекистан близок к диверсификации направлений экспорта газа. Вскоре он сможет поставлять голубое топливо в Китай по строящемуся газопроводу из Туркмении. С Пекином уже подписано соглашение о поставках 10 млрд кубометров газа в год, что сопоставимо с нынешними объемами экспорта в Россию (15 млрд кубов). Европейский проект Nabucco, если он будет когда-нибудь реализован, даст возможность поставлять узбекский газ в западном направлении без помощи России.
Таким образом, Узбекистан становится одной из ведущих энергетических держав Центральной Азии. Жаль только, что все они действуют слишком самостоятельно и порознь становятся легкой добычей крупных потребителей топлива.