В Украине ужесточаются условия работы авиакомпаний. Проект Воздушного кодекса, одобренный Кабмином, вводит штрафы для перевозчиков и дает Госавиаадминистрации право применять в Украине европейские нормы безопасности полетов. С сентября компании уже обязали получать европейские сертификаты, которые сейчас имеют только три перевозчика.
В распоряжении оказалась копия разработанного Министерством транспорта и связи проекта нового Воздушного кодекса. 2 сентября документ был одобрен правительством и в ближайшее время должен быть внесен на рассмотрение Верховной рады. Действующий кодекс был принят еще в 1993 году и нуждался в обновлении, объясняют в министерстве.
В документе впервые введена система штрафов для авиакомпаний в размере от 5 тыс. до 8 тыс. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. В частности, предусмотрены штрафы за эксплуатацию воздушных судов без действующего сертификата, выполнение полетов с нарушениями сроков техобслуживания судна, сокрытие информации о повреждениях судна на земле, подачу недостоверной информации для продления летной пригодности и т. д. "Теперь появились рычаги влияния на авиакомпании. Документ предполагает также внесение изменений в Уголовный кодекс. За некоторые преступления предусмотрено лишение свободы сроком от одного до шести лет", – заявлял ранее глава Минтранса Константин Ефименко.
Фактически система штрафов существует и сейчас, но закреплена она на уровне подзаконных актов. "Штрафы не должны быть предметом регулирования Воздушного кодекса, – уверен помощник генерального директора по связям с общественностью авиакомпании 'Аэросвит' Сергей Куцый. – Это не предусмотрено рекомендациями международных авиационных организаций, такой практики нет в других государствах, это изобретение Украины". В Минтрансе в свою очередь объясняют закрепление штрафов в кодексе требованиями Международной организации гражданской авиации (ICАО) и Евросоюза.
Еще одним нововведением, согласованным с европейскими структурами, стала норма о том, что в вопросах безопасности Госавиаадминистрация может применять к авиакомпаниям нормы, действующие в ЕС. Например, с 1 сентября ведомство требует от компаний прохождения сертификации европейского образца, рассказал председатель правления "Днеправиа" Сергей Ткаченко. В самом министерстве говорят, что сейчас евросертификаты имеют только "Аэросвит", "Международные авиалинии Украины" и Wizz Air. "Новая система сертификации может оказаться сложной для некоторых авиакомпаний, – считает Сергей Ткаченко. – Но если украинские операторы хотят заключать код-шеринговые договоры с иностранными компаниями, им нужно иметь этот сертификат". В Минтрансе напоминают, что еще летом 2009 года предупредили компании о том, что в течение двух лет всем им нужно пройти сертификацию европейского образца.
Вместе с тем кодекс вводит и ряд послаблений. Так, для аэропортов будет снижен налог на землю с 5% до 0,02%, пишет "КоммерсантЪ-Украина". Таким способом в Минтрансе намерены препятствовать повышению стоимости аэропортовых сборов. "Например, наш аэропорт ежемесячно платит 42 тыс. грн налога на землю, – говорит генеральный директор аэропорта 'Львов' Александр Загрева. – Это, безусловно, тяжело для нас. Предусмотренная законопроектом скидка позволит аэропортам вкладывать деньги в инфраструктуру и развиваться, что крайне важно, учитывая состояние большинства украинских аэропортов".