Украинские сотовые операторы выходят на новый виток борьбы за абонентов. К этому их подталкивает закон о введении услуги сохранения номера при смене сети Потеря привычного телефонного номера – одна из главных причин, по которой абоненты, недовольные своим сотовым оператором, не переходят к другому. У одессита Владимира Моги, торгующего спортивными велосипедами и запчастями к ним, за 10 лет обслуживания не однажды возникало желание сменить оператора. Но каждый раз бизнесмена останавливал риск растерять покупателей. «Мой телефонный номер знают сотни поставщиков и клиентов. Сменить его означает подкосить бизнес», – объясняет одессит. Уже в следующем году для таких, как Владимир, на украинском рынке мобильной связи должна появиться услуга MNP (англ. Mobile Number Portability – переносимость мобильного номера). В январе 2011 года вступает в силу закон, который обязывает сотовых операторов предоставить абонентам возможность сохранять номер при переходе из одной сети в другую.
Битва сильнейших
Крупнейшие мобильные операторы – МТС и «Киевстар» – не в восторге от требований нового закона. Для них это дополнительные траты на внедрение услуги и, конечно, риск потерять абонентов. Нововведение бесполезно и отвлекает ресурсы рынка от его более насущных проблем, убеждён начальник регулярно-правового департамента «Киевстара» Андрей Осадчук. По его мнению, MNP актуальна на развивающемся рынке, а он в Украине давно сформировался.
О зрелости рынка говорят данные о его насыщении и стоимости услуг. В Украине на 45 млн. населения свыше 55 млн. работающих сотовых терминалов. Насыщение рынка приблизилось к отметке в 120% ещё два с половиной года назад, и с тех пор его колебания незначительны. При этом, по данным организации Wireless Intelligence, в I квартале этого года украинский пользователь мобильной связи в среднем платил за услуги $4,17 в месяц – самую маленькую сумму в Европе. Это следствие высокой конкуренции, приведшей к ценовым войнам и демпингу.
Директор по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина» Олег Проживальский указывает на то, что внедрение системы сохранения номера при смене оператора даёт больше свободы абонентам, но потребует много времени и усилий от всех игроков рынка. Начинать надо с обсуждения технологии, затем проводить тендер на закупку оборудования, потом его тестировать в сети, перечисляет ключевые этапы работы Проживальский. «Причём, все операторы одновременно должны быть технически готовы к введению MNP, иначе её реализация будет невозможной», – убеждён он.
Зато компания«Астелит» (ТМ life: )) ликует. Именно этот оператор давно добивался введения MNP. Но, видимо, «Астелиту» , 44,71% которого контролирует СКМ Рината Ахметова, не хватало поддержки в парламенте. При новой власти процесс пошёл быстрее. «Астелит» (ТМ life: )) ликует. Именно этот оператор давно добивался введения MNP. Но, видимо, «Астелиту» , 44,71% которого контролирует СКМ Рината Ахметова, не хватало поддержки в парламенте. При новой власти процесс пошёл быстрее. Принятый закон поможет оператору увеличить абонентскую базу. Иного способа обзавестись новыми клиентами уже практически нет: кто хотел и мог подключиться к life: ), давно это сделал. «С высокой степенью вероятности можно утверждать, что больше всего от возможности абонентам сохранять номер выиграет «Астелит», – говорит консультант компании Netton Роман Химич. – В частности, потому, что цена на рынке всегда имела значение. А ценовые предложения этой компании остаются самыми привлекательными».
По подсчётам экспертов, если life: ) перетянет к себе хотя бы 1% абонентов «Киевстара» (а это 200 тысяч), которые будут платить ему столько, сколько и другие клиенты (18 грн. в месяц), то за год доход компании «Астелит» может увеличиться почти на 43 млн. грн. В самой компании такую перспективу комментируют сдержанно: «Не факт, что life: ) выиграет от нового закона. Наши абоненты также могут захотеть уйти к конкурентам», – сказал Фокусу директор по корпоративным отношениям «Астелита» Юрий Курмаза.
Кто платить будет?
Количество желающих воспользоваться MNP будет зависеть от того, насколько дёшево, быстро и удобно будет предоставляться услуга. Например, в Германии, где она стоит 25 евро и предоставляется в течение шести дней, с 2002 года MNP воспользовался 1% абонентов. В Австралии услуга переносимости номера бесплатна и реализуется за три часа – там к ней прибегли 28% абонентов.
Как это будет реализовано в Украине – пока непонятно. Сейчас все участники процесса считают потенциальные траты и рассматривают разные варианты. Например, создание СП с равными долями операторов, которое будет внедрять услугу. Или такую компанию может создать государство и затем брать деньги за обслуживание с операторов или с абонентов.
По мнению Олега Проживальского из МТС, украинские операторы, потратив средства на внедрение системы, постараются их вернуть, введя тариф на услугу. Она может стоить 100 грн. , предполагает менеджер, хотя цена будет зависеть от технологии и количества абонентов, воспользовавшихся услугой. А необходимость платить у многих отобьёт желание менять оператора. К тому же услуга может предоставляться только контрактным или зарегистрированным абонентам. «Мы не сможем предоставить услугу анонимным абонентам предоплаченной связи», – говорит представитель МТС. Всего на украинском рынке около 10% контрактных абонентов, остальные пользуются prepaid-услугой. Сколько из них зарегистрированы, то есть указали свои данные, операторы не говорят.
Юрий Курмаза из «Астелита» уверен в обратном: «Услуга может предоставляться бесплатно, если все расходы на неё возьмет на себя принимающий абонента оператор. Что касается пользователей предоплаченной связи, то они при желании могут идентифицировать себя – процедура будет такой же, как и при восстановлении утерянной SIM-карты». По его оценке, внедрение MNP обойдётся компании «Астелит» в 0,5% годового бюджета на капитальные инвестиции, а это около $1 млн.
Оставайтесь верными
Новый виток борьбы за абонентов неминуем. Самой жёсткой она ожидается в корпоративном секторе. «Но в этой борьбе вряд ли «Астелит» существенно выиграет – для корпоративных клиентов бренд life: ) недостаточно привлекательный», – говорит Химич.
Мировая практика показывает: пользователи активно меняют сотовых операторов только на первых порах после введения MNP. Мировая практика показывает: пользователи активно меняют сотовых операторов только на первых порах после введения MNP. Со временем операторы прикладывают больше усилий для удержания клиентов. «Вряд ли компании пойдут на снижение тарифов. Скорее будут больше использовать другие привлекательные условия и бонусы», – говорит директор инвестиционно-банковского департамента компании Dragon Capital Максим Нефёдов.
Представители операторов также утверждают, что дальше им снижать тарифы некуда. Хотя их показатели операционной рентабельности остаются очень высокими. По данным Wireless Intelligence, соотношение капитальных затрат к доходам украинских сотовых операторов за последний год составило 22,88%. По этому показателю Украина находится на третьем месте в Европе. Поэтому сил на новый виток конкуренции у операторов должно хватить. «У рынка ещё есть много резервов», – утверждает Химич.
Виталий Жданов, Фокус