Путешествуя по дальневосточным регионам России на маленьком желтом автомобиле, премьер-министр РФ Владимир Путин совершил неожиданное открытие. Он обнаружил, что цены на бензин в стране неоправданно высоки. На ближайшей остановке премьер поделился своим новым знанием с широкой общественностью. "Я считаю, что в России цены на бензин слишком высокие, - заявил он, отвечая на один из вопросов в ходе встречи со строителями дороги Хабаровск-Чита. "Мы пытаемся бороться с этим. Проверяем. По расчетам вроде бы все правильно. Надо, вероятно, внимательнее посмотреть эти расчеты", - добавил Путин.
Не иначе как главе правительства пришлось из собственного кармана кормить предоставленное ему для этого путешествия изделие легендарного российского автопрома. Непонятно только какие именно расчеты имел в виду премьер, разговаривая с рабочими. Правда он отметил, что согласно проведенным проверкам, трейдеры не допускают нарушений и продают топливо по рыночной стоимости. Возможно теперь предстоит разобраться с загадками ценообразования внутри вертикально-интегрированных холдингов, являющихся одновременно и производителями, и продавцами топлива.
По данным экспертов, на долю таких структур приходится около 40% АЗС и почти монопольное положение на оптовом рынке нефтепродуктов. И они устанавливают высокие оптовые цены на свою продукцию, делая минимальную наценку в рознице. Это лишает мелких игроков возможности конкурировать с такими сетями по цене, что препятствует общему снижению стоимости бензина. Но до сих пор государство как-то не слишком интересовалось механизмами формирования тарифов у частных компаний. По крайней мере, реальный контроль со стороны уполномоченных на такое дело властных структур, в частности, Федеральной антимонопольной службы, пока отсутствует. И даже если вдруг сейчас это ведомство активизируется, оно вряд ли сумеет добиться сколь-нибудь заметных результатов в условиях высокоразвитой коррупции и сильного нефтяного лобби.
Между тем, буквально за пару дней до сетований премьер-министра по поводу высоких цен на бензин министр финансов РФ Алексей Кудрин напомнил, как само правительство борется с данной проблемой. Он в очередной раз рассказал о предстоящем повышении в 2011 году акцизов, за счет чего в России предполагается создать дорожный фонд, который много-много радости принесет отечественным автомобилистам. Вице-премьер пообещал, что благодаря данному начинанию в ближайшие десять лет основные дороги страны достигнут европейского качества, и водители смогут ездить по ним с ветерком, не опасаясь ям и колдобин.
Планируется, что в 2011 году объем дорожного фонда составит 377 млрд руб. , в 2012 году – 348 млрд и 408 млрд рублей – в 2013 году. С будущего года власти намерены подвести дороги с твердым покрытием ко всем поселкам с численностью жителей более 125 человек. При этом доходы бюджета от повышения акцизов на горюче-смазочные материалы в будущем году должны составить 82,9 млрд руб. и 174 млрд руб. – в 2012 году.
Очевидно, что отказываться от столь заманчивой идеи правительство вовсе не намерено. Но вот парадокс: повышение акцизов неизбежно приведет к удорожанию топлива, цены на которое, по словам премьера, и так уже завышены. И хотя сами представители кабинета министров, в частности, министр экономики Эльвира Набиуллина, утверждали, что увеличение акцизов не вызовет резкого роста цен на бензин, вряд ли стоит ожидать, что его производители захотят оплатить возросшие государственные поборы из собственного кармана. Ранее Алексей Кудрин заявлял, что акцизы на бензин предполагается повысить на три рубля в течение трех лет. По оценкам экспертов, при увеличении акциза на 1,5 руб. и при сохранении потребления бензина на уровне 2009 г. в рознице он должен подорожать на 7%. Ну а кудринская схема роста акцизов приведет к тому, что в 2013 году литр, например, самого популярного в Москве 95-го бензина будет стоить 27 рублей, тогда как сейчас его цена колеблется в районе 24 рублей.