Россию приглашают поучаствовать в тихоокеанских делах. До сих пор, несмотря на внушительную протяженность нашего дальневосточного побережья, присутствие России в политике и экономике Азиатско-Тихоокеанского региона было чисто номинальным. Наш Дальний Восток был и остается чем-то вроде далекой колонии. Теперь же он может получить мощный импульс к развитию. Однако это видится из Москвы опасным: как бы совсем не отделился.
В конце июля министры иностранных дел стран АСЕАН (объединяющей Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянму и Камбоджу) приняли решение пригласить Россию и США на Восточноазиатские саммиты. Это ежегодные форумы, проводимые с 2005 года, в которых участвуют сейчас 16 стран: 10 членов АСЕАН, а также Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Главная цель форума – ускорение интеграции Восточной Азии как самого динамичного района планеты и его превращение в единое социально-экономическое сообщество. То есть в итоге (очень нескоро) у них должно получиться что-то вроде Евросоюза.
Кстати, в работе первого ВАСа участвовал президент России, правда, как наблюдатель. Затем азиатско-тихоокеанские интеграторы устраивали междусобойчики, как будто забыв о существовании других видных держав, имеющих выход к этой величайшей в мире акватории. Собственно, в отличие от Европы, где объединение началось с дуэта крупнейших государств региона, Франции и Германии, в Восточной Азии костяком интеграции стали второстепенные страны, входящие в АСЕАН. Они постепенно и с опаской расширяют круг своих партнеров, поскольку боятся, как бы крупные державы не перехватили у них инициативу и не подмяли под себя всю их дружную компанию. Немало лет прошло, прежде чем появился формат "АСЕАН+1", где за цифрой "1" скрывается Китай. Теперь у них создана зона свободной торговли, и конечно в экономическом плане Поднебесная играет там первую скрипку. Во многом из-за желания его уравновесить меньшие партнеры стали выдвигать и другие идеи – "АСЕАН+2", "+3" и даже "+6". Прибавлялись, соответственно, Япония, Южная Корея, Индия и Австралия с Новой Зеландией. Собственно, вот этот последний, наиболее полный формат и был назван Восточноазиатским саммитом.
Теперь на очереди Россия и США. С ними все непросто. Против участия России выступает Япония, имеющая с нами нерешенный территориальный вопрос. Да и российское руководство традиционно устремлено в Европу, а не в Азию – его вроде как и незачем звать. Ну а с США вообще непонятно как быть: не пригласить сверхдержаву невежливо, но уж слишком она велика и авторитетна. И создавать с нею подобие Евросоюза – полное безумие.
Пять лет участники ВАС провели в подобных сомнениях и вот, наконец, интеграционное ядро – АСЕАН – приняло решение: приглашать и Россию, и США. Теперь, правда, его предстоит официально утвердить на саммите организации, который состоится в октябре. И еще непонятно, как отнесутся к такому расширению остальные шесть членов ВАС. Пока известно лишь, что Китай, Индия и Австралия одобряют приглашение России. Но что скажет Япония? Несомненно, Австралия, Новая Зеландия, Индия и Япония поддержат кандидатуру США. Но как отнесется к ней Китай? В общем вопросы остаются.
Вместе с тем непонятно и другое: нужно ли нашей стране вообще затевать интеграцию на восточном направлении? Единства мнений нет ни в экспертных кругах, ни в политическом руководстве. Одни полагают, что нашим приоритетом была и будет Европа, которую при желании можно продлить от Атлантического до Тихого океана. И тогда получится, что Россия – целиком европейская держава и с азиатами ничего общего (в смысле интеграции) нам иметь не нужно. Но другие указывают на недостатки европейского выбора: дескать, Европа ведет себя с Россией слишком высокомерно, интересуется только нашим сырьем и энергоресурсами, да и в экономическом плане не сулит таких перспектив, как бурно растущая Азия. Так что пора, дескать, вслед за поэтом признать - "да, азиаты мы…" - и спокойно интегрироваться с нашими восточными соседями.
Впрочем, это все теория. Что же касается всемогущей Realpolitik, то пока можно констатировать лишь стремление наших властей быстренько "развить" инфраструктуру Дальнего Востока РФ в преддверии саммита АТЭС. Так сказать, по случаю укрепить наш далекий форпост. Но, по всей видимости, после оного события весь интерес сойдет на нет – слишком уж далек этот восток. Единственный непреходящий интерес представляют тамошние ресурсы. Здесь Москва проводит фактически колониальную политику: так, на Сахалине давно идет добыча нефти и газа, но абсолютно не во благо этому региону, он остается депрессивным, продолжается его депопуляция.
Вообще из Москвы очень плохо видны реальные нужды и чаяния Дальнего Востока. Ими, как правило, пренебрегают. Например, повышение пошлин на ввоз иномарок в разгар кризиса конечно помогло российскому автопрому, но при этом удвоило безработицу на Дальнем Востоке. Аналогичный эффект имели меры по сворачиванию челночной торговли. Все это, мягко говоря, не способствует процветанию края.
По всей видимости, усиление экономического потенциала дальневосточных регионов просто не входит в стратегические планы руководства страны. И понятно, ведь это создает потенциальную угрозу сепаратизма: сначала сильные, затем самодостаточные, способные жить самостоятельно, а затем – готовые отделиться от России? Китай только того и ждет! Нет уж, пусть лучше остаются слабыми. Весной этого года на конференции "Безопасность в АТР и Россия", проведенной под эгидой Совета Федерации, сепаратистские тенденции на Дальнем Востоке были названы одной из главных угроз этой самой безопасности. Хотя в реальности таких тенденций не прослеживается. Пока. Но логика сохранения полного контроля над Дальним Востоком неизбежно оставляет ему роль колониального форпоста. Его задача – охранять тихоокеанские рубежи страны и поставлять ресурсы куда скажут. А согласитесь, что развивать экономическую интеграцию через оборонительный бастион как-то не с руки. Вот и получается, что приглашение ВАС нам ни к чему.