Банки все чаще стали рассматривать социальные сети как место розыска кредитных мошенников. Например, украинский банк «ПриватБанк» в качестве эксперимента разместил информацию о лицах, подозреваемых в получении мошеннических кредитов, на страницах в сетях Facebook и «В Контакте», сообщают центральные СМИ. Уральские банкиры согласны с тем, что социальные сети являются эффективным каналом поиска «проблемных» должников.
«Любой публичный ресурс может быть эффективным способом поиска разного рода людей. Однако в случае с размещением фотографий в разделе «мошенники» непонятна юридическая сторона вопроса – мошенником вас может признать только суд. А без этого на сайте завтра окажется ваша фотография просто потому, что вы вовремя не заплатили один платеж по причине болезни», - считает заместитель председателя правления банка «Резерв» Илья Херсонцев. По его словам, для банка «Резерв» проблема кредитного мошенничества не очень актуальна, так как он не сопровождает значимые портфели кредитов физическим лицам.
А вот Банк24. ру активно использует социальные сети для поиска мошенников с 2008 года. «На сегодняшний день больше всего должников находим в «Одноклассниках». Доступ к ней открыт всем сотрудникам нашего отдела. Мы находим так около 50% всех должников, которые потенциально там могли бы быть зарегистрированы. Но много приходится бороться с представителями правоохранительных органов, так как они не хотят возбуждать уголовные дела, говорят, что недостаточно доказательств. Но то, что человек взял деньги и не хочет их возвращать, скрывается от приставов – это уже весомое доказательство», - рассказал JustMedia начальник отдела по работе с проблемной задолженностью Банка24. ру Вадим Сильнягин.
По его словам, сотрудники заходят с социальные сети под другими именами, ищут должников, знакомятся с ними. «Для нас главное – вычислить фактическое место жительства человека, где судебные приставы могли бы реально его найти. Некоторые должники, по которым у нас имеется постановление об ограничении выезда за границу, не стесняются размещать фотографии с отдыха за рубежом. Мы предоставляем судебным приставам эту информацию как доказательство того, что ограничение выезда за границу не действует, и необходимости принять меры. Социальные сети дают возможность выйти на прямой контакт с тем, кто не хочет платить по кредиту. Мы используем все средства, даже пишем на стене просьбы вернуть долг банку. Естественно, должникам это не нравится, они пишут в ответ негативные сообщения. Тогда мы раскрываем карты – объясняем, что мы представители банка, от которого они скрываются. Главное – установить контакт», - отметил эксперт.
По словам Илья Херсонцева, самая действенная мера против кредитных мошенников – соблюдение консервативной политики кредитования, так как они всегда идут туда, где проще получить деньги. «В случае с кредитным мошенничеством наиболее эффективными являются все-таки предупредительные меры, - считает Вадим Сильнягин. - В 80% случаев при выдаче кредита, можно понять, добросовестный ли это заемщик или мошенник. Для предотвращения выдачи кредита мошенникам в нашем банке введен ряд мер. Например, запись интервью при получении кредита. Кроме того, усовершенствованы некоторые моменты заполнения анкет. Сейчас потенциальный заемщик должен указать несколько телефонов: коллег, директора, двух-трех родственников, по которым мы реально проверяем, соответствует ли представленная им информация действительности».