Набили цену. Почему продукты в Украине стоят дорого

Предыдущая новость Следующая новость

Супермаркеты с мировыми именами не спешат выходить на украинский рынок. Из-за этого покупатели ещё долго будут переплачивать за продукты В нынешнем году международная консалтинговая компания AT Kearney, ежегодно оценивающая состояние розничной торговли во всём мире, исключила Украину из списка стран, привлекательных для инвестирования в ритейл. Это хорошая новость для украинских сетей супермаркетов, которым сильные конкуренты и передел рынка совсем ни к чему, и плохое известие для потребителей. Ведь им придётся и дальше мириться с низким уровнем обслуживания в украинских магазинах и покупать товары дороже, чем в Европе. Дело в величине наценки, которая здесь и там порой отличается в несколько раз: в мире продают товары с накруткой 8–12% от стоимости товара, а у нас приплюсовывают в среднем 20%. Разница и в бизнес-моделях: в Украине ритейлеры предпочитают зарабатывать на наценках, за рубежом – на большом товарообороте в мире продают товары с накруткой 8–12% от стоимости товара, а у нас приплюсовывают в среднем 20%. Разница и в бизнес-моделях: в Украине ритейлеры предпочитают зарабатывать на наценках, за рубежом – на большом товарообороте . Чтобы он не упал даже в кризис, многие сети накрутки снижают. Например, только в течение 2009 года немецкие дискаунтеры Lidl, Aldi и Plus, а также супермаркеты Edeka и Netto двенадцать раз снижали цены на продукты питания. В 2010 году продуктовая потребительская корзина среднего немца стоит 29 евро, а в Украине этот показатель больше в два раза – 60–70 евро.   Порция коррупции «В Украине сейчас работает около 70 национальных, региональных и локальных сетей супермаркетов, – рассказывает Фокусу Игорь Гугля, директор исследовательской компании GT Partners Ukraine, – из них всего 6 имеют прописку за границей». Среди иностранцев – мировые гиганты Billa, Metro Cash&Carry, Auchan и Real, российская Х5 Retail Group (сеть «Перекрёсток») и прибалтийский Novus. «Остальных пугает коррупция и непрозрачность рынка земли», – утверждает Гугля. Коррупцию проблемой номер один для развития розницы считает и Сергей Литвиненко, директор департамента внутренней торговли Министерства экономики Украины. «Представители компании Меtrо, например, очень жаловались на произвол местных властей», – рассказывает чиновник. В 2007 году компания больше года конфликтовала с властями Запорожья из-за земельного участка, на котором планировалось построить 15-й гипермаркет сети. По слухам, городские власти смилостивились лишь только после того, как Metro Сash&Сarry Ukraine перечислила немалую сумму на социальные программы, которые реализует город. Правда, Татьяна Бабенко, начальник отдела корпоративных коммуникаций Metro, отрицает связь между благотворительными взносами и решением земельного вопроса. «В Запорожье очень остро стоит вопрос экологии, поэтому и город, и область порекомендовали нам закупить для больниц оборудование, – объяснила г-жа Бабенко. – Мы сами ездим в эти больницы и сами покупаем оборудование. Денег мы не даём». А вот шведской компании IKEA земельный вопрос решить так и не удалось. Ритейлер, известный своей политикой никогда не давать взяток, много лет безуспешно пытался получить подходящий участок в Киеве для строительства торгового центра. Его открытие было запланировано ещё в 2006 году. В итоге IKEA вовсе отказалась от планов развития в Украине, на воплощение в жизнь которых собиралась потратить около $2,5 млрд. Но с землёй трудно не только в Киеве и Запорожье. Западная столица – Львов также славится трудностями с получением участков. Из-за этого в почти миллионном Львове на супер- и гипермаркеты приходится не более 20% всей розничной торговли. Остальное – это гастрономы, маленькие магазины и рынки. Но даже если землю получить удастся, это не гарантия того, что местные власти оставят ритейлера в покое. Следующим шагом может стать настойчивая рекомендация воспользоваться услугами определённых компаний-застройщиков. «У нас в Киеве именно так и произошло, – сообщил Фокусу на условиях анонимности представитель одной из розничной сети, которая возводит торговые центры в Киеве. – Навязанные нам подрядчики работали плохо, гораздо хуже, чем те компании, которых мы сами отбирали для строительства в других городах. Киевские затягивали сдачу объекта, а поменять строителей мы не могли, не имели права и на штраф, потому что они были «чьи-то».   «Иностранцы в таких условиях не выживают, – резюмирует Тамара Левченко, аналитик инвестиционной компании Dragon Capital, – ни один из продуктовых ритейлеров не развил свою сеть так, как планировал». Равнение по росту «Экономических предпосылок бояться Украины у иностранных розничных торговцев нет», – утверждает Виталий Бойко, директор консалтинговой компании «Украинская торговая гильдия». По его словам, страна для мировой розницы – непаханое поле, ведь даже в крупных городах почти 30% продуктов питания покупается на рынках. «Причём это не только мясо и свежие овощи, – уточняет г-н Бойко, – но и крупы, колбасы и сыр». По оценкам Сергея Янчука, руководителя отдела маркетинга «Икс5 Ритейл Групп Украина», ежедневно украинцы тратят на еду более $4 млн. К тому же иностранцам не стоит опасаться и конкуренции со стороны местных игроков. «Рынок насыщен разве что в Киеве, – считает он, – в регионах, даже развитых промышленно и инфраструктурно, для новых игроков места ещё много». Плюс и в том, как уверяет Тамара Пискунова из Dragon Capital, что вкладывать в строительство или покупку готового бизнеса сейчас дешевле. «Но и срок окупаемости инвестиции из-за кризиса значительно затянется», – замечает эксперт. Впрочем, опыт французской сети Auchan в Украине демонстрирует и другую тенденцию – по оценкам экспертов, ежемесячный оборот многих гипермаркетов этой сети уверенно растёт и в среднем достигает 10 млн. грн. в одной точке. А это значительно больше, чем в аналогичных по площади магазинах украинских ритейлеров. По итогам 2010 года оборот в торговых точках Auchan может достичь 1,3 млрд. гривен, без учёта двух новых магазинов, открытие которых запланировано на вторую половину года. Ключ к успеху французов в Украине опробован во многих странах – минимальная наценка и отказ от платы за место на полке, что уменьшает себестоимость продукции для производителя. И, похоже, доходы у Auchan в Украине будут только увеличиваться, ведь новые конкуренты у компании появятся не скоро. «О том, что на украинский рынок в ближайшее время намерена выйти какая-нибудь мировая сеть, даже слухов не ходит», – разводит руками Виталий Бойко из Украинской торговой гильдии. Самыми интересными для мировых торговцев сейчас считаются страны БРИК – Бразилия, Россия, Индия и Китай. «А если рассчитывать на выход в Украину новых иностранных операторов, то о таких планах мы узнаем не раньше 2012 года», – добавляет пессимизма Игорь Гугля. Екатерина Шаповал, Фокус

Источник: NewsMe

Комментарии

Добавить комментарий
Добавить отзыв