Вслед за Karya Tour риск обанкротиться грозит еще нескольким известным туристическим компаниям, сообщает газета «Дело» в своем эксклюзивном материале, ссылаясь на финансовые показатели ведущих туроператоров страны.
По данным издания, больше всего пострадал бизнес тех фирм, которые занимаются массовыми летними направлениями ? в частности, поездками в Турцию и Египет.
К примеру, по данным журнала «ТОП-100. Рейтинг лучших компаний Украины», один из крупнейших операторов по турецкому направлению ? компания «Туртесс Тревел» ? в 2009-м получила чистого дохода на 20% меньше, чем в 2008 году. Чистый убыток компании за этот период составил 21 миллион гривен. Коммерческий директор компании Александр Новиковский назвал такой результат прогнозированным. «Мы ожидали, что по итогам 2009 года получим убытки, ведь туристический поток сократился. Сейчас главная задача ? показать хорошие результаты в текущем году», ? говорит он.
Впрочем, у лидера рынка еще не самая худшая ситуация, у других компаний наблюдается еще более существенное падение доходов за прошлый год, отмечает «Дело».
Например, если чистый доход компании «Анекс Тур» в 2008 году составлял 85,5 миллиона гривен, то в 2009-м ? 36,6 миллиона. При этом у компании 54,6 миллиона гривен убытков по итогам прошлого года. Такие финпоказатели в «Анекс Тур» не прокомментировали, утверждая, что приведенные цифры не отвечают действительности. Однако предоставить свои цифры в компании наотрез отказались. Там тоже уверяют, что в этом году обязательно вернут упущенное. «Общий показатель нашей компании по количеству отправленных туристов в Турцию в этом году по сравнению с прошлым увеличился на 18%", ? утверждает гендиректор «Анекс Тур» Мехмет Гюндогду.
О возможности ухода с рынка еще нескольких компаний заговорили как представители власти, в частности глава госдепартамента по туризму и курортов Украины Анатолий Пахля, так и сами игроки рынка.
«Проблемы есть не только у Karya Tour, но и у других компаний, которые сейчас пиарятся на том, что произошло с этим оператором», ? признает президент Всеукраинской ассоциации туроператоров, руководитель туркомпании «Гамалия» Игорь Галахай.
Первый «фактор риска», с которым борются на данный момент игроки рынка, ? это резкое падение доходов компаний в условиях кризиса и, как следствие, серьезные убытки. Второй ? чрезмерные финансовые обязательства перед партнерами как результат высокой конкуренции на рынке. Именно этот фактор, уверены эксперты, привел к банкротству Karya Tour.
Если посмотреть на доходы ведущих туркомпаний, то большинство из них декларирует небольшой заработок ? всего в несколько миллионов гривен. Учитывая среднюю стоимость одной путевки в 5 тысяч гривен, легко можно посчитать, что, например, такие компании, как «Гамалия», «Яна» или «Тез Тур», чьи доходы за 2009 год составили от 5 до 7 миллионов гривен, обслужили всего лишь около тысячи клиентов каждая. Причем две из трех названных компаний задекларировали за прошлый год убытки, отмечает «Дело».
Игорь Галахай говорит, что туроператоры хотят отыграть убытки прошлого года, поэтому заказывают очень большие квоты на места в гостиницах, у авиаперевозчиков. Чтобы привлечь дополнительных клиентов на эти места, туроператоры идут на снижение цен, нередко продавая туры ниже себестоимости. «При общей низкой рентабельности туроператора (несколько процентов) работать в таком режиме туркомпания долго не может. Демпинг приводит к прекращению ее деятельности», ? констатирует Игорь Галахай.