Перегруженные финансовыми обязательствами страны по-прежнему являются основным драйвером кризисного развития в масштабах всей мировой экономики. В результате этого мировой финансовый кризис плавно трансформировался в кризис доверия к долгам Об этом говорят результаты исследования компании Appleton Mayer, результатами которого располагает focus.ua.
Основные центры нестабильности
Причины нынешнего кризиса в еврозоне выходят далеко за пределы проблем с государственным долгом и заключаются в потере конкурентоспособности целым рядом стран: Португалией, Ирландией, Италией, Грецией и Испанией, говорится в исследовании.
В течение последних лет практически во всех без исключения странах еврозоны произошел существенный рост зарплат, обогнавший рост производительности труда. В наибольшей степени это проявилось в странах, присоединение которых к еврозоне сопровождалось существенным падением процентных ставок. В итоге, внутренний спрос в в этих странах вырос, а вслед за ним и цены. При этом ускорение экономического роста происходило за счет роста сектора услуг, строительства и расширения деятельности ведущими корпорациями. Дефицит импорта покрывался за счет притока иностранного капитала. Но этот приток не привел к росту доли экспорта в ВВП. В результате выросли частные и государственные задолженности, фактически не имеющие реальных источников погашения.
Власти ЕС «проспали» перегрев экономики
Кризис проявился по-разному. Например, Италия и Португалия достаточно рано вышли на пик цикла роста, в то время как экономика Греции, Ирландии и Испании, несмотря на начавшийся глобальный кризис, продолжали расти. Действия официальных регуляторов еврозоны оказались неэффективными и запоздалыми. Как результат — официальные власти ЕС просто «проспали» перегрев экономики стран, продолжавших расти, даже, несмотря на кризис.
«Экономические перспективы еврозоны по-прежнему окутаны неопределенностью, однако впереди уже виден выход из финансового кризиса» — заявила на прошлой неделе представитель Европейского центрального банка Гертруда Тумпель-Гугерелль. В то же время глава ЕЦБ Жан-Клод Трише выступает за немедленную реализацию всеми развитыми странами мер по бюджетной консолидации. По мнению Трише, уже «настало время восстановить бюджетную устойчивость». Он напомнил, что долг стран еврозоны за четыре последних года вырос более чем на 20 процентных пунктов, а США и Японии — на 30—35 процентных пунктов.
Между тем в США по-прежнему считают необходимым сохранять меры по поддержке экономики. Противоположность точек зрения Бернанке и Трише предельно четко отражает разницу в текущем состоянии экономик США и Европы. Например, сейчас американцам все труднее найти работу, потребительский спрос очень слаб. От наступления новой рецессии США пока спасают «антикризисные расходы» правительства, низкие процентные ставки и программа утилизации автомобилей.
Китай пытается погасить кредитный бум
Вместе с тем, экономика Китая вызывает все большее беспокойство. За последние десять лет цены на жилую недвижимость в 35 крупных городах Китая увеличились более чем в два раза в реальном выражении. Пытаясь не допустить падения темпов роста экономики Китая, руководство страны приняло решение о развертывании программы доступного кредитования. Получив дешевые финансовые ресурсы, китайцы стали вкладывать их в покупку недвижимости, надеясь на дальнейший рост цен.
Сейчас власти Китая активно борются с рисками, вызванными кредитным бумом, который, собственно, и позволил стране справиться с последствиями глобального кризиса. В тоже время, усилия китайских властей по сдерживанию рисков от резкого всплеска внутренних долгов могут негативно сказаться на росте экономики Китая.
В ожидании новой волны
«Сейчас «потеря» хотя бы одного из нынешних опорных центров — Китая, ЕС или США — будет очень дорого стоить для других стран и для мировой экономики в целом. Опасаться развития такого сценария, прежде всего, нужно странам со слаборазвитым внутренним рынком и ориентированной на экспорт экономикой. Особенно, если вдобавок к этому, эти страны перегружены долговыми обязательствами», - считают исследователи.
Неоправданно завышены надежды относительно стран БРИК, которые, как считают некоторые эксперты, способны если не спасти, то хотя бы сгладить ситуацию. Локомотивом в современной мировой экономической системе является не производство, а потребление. Если Китай, Индия, Бразилия и Россия смогут создать емкий внутренний рынок — они смогут стать тем локомотивом, который вытянет из кризиса мировую экономику. Но, с учетом нынешней ситуации и без потребления их товаров в США и Европе, таким локомотивом они не станут.
Если правительства стран будут и дальше играть с пассивными решениями в ожидании, что ситуация с мировым кризисом как-то решится сама по себе, то мировая экономика будет обречена пережить третью серьезную депрессию за последние полтора века. Но, если они перестараются, то и без того шаткий баланс интересов в глобальной финансово-экономической системе будет окончательно разрушен.