Потери урожаев в связи с засухой привлекли внимание к проблеме неразвитости сельскохозяйственного страхования в России. По данным минсельхоза, в 23 пострадавших регионах, где уже объявлена чрезвычайная ситуация, оказалось застраховано менее 20% посевов.
По мнению экспертов, в Свердловской области агрострахование развито слабо — застрахованными оказались лишь 8426 гектаров сельскохозяйственных угодий, в то время как общая площадь всех сельхозугодий региона составляет 1 млн. 842 тыс. гектаров. Между тем, из-за засухи свердловские аграрии могут потерять четверть урожаев.
По словам пресс-секретаря министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Екатерины Ятновой, в регионе оказались застрахованными всего лишь 8426 гектаров посевов, причем «в каждом районе совсем понемногу». «Есть застрахованные посевы в наиболее пострадавших районах, которые готовы объявить ЧС по засухе — Артинском и Красноуфимском, но очень мало», — отметила Екатерина Ятнова.
По словам директора филиала ОСАО «Ингосстрах» в Екатеринбурге Максима Киселёва, в настоящий момент в Свердловской области застрахован 1% посевных площадей. Около 80% страхования в агросекторе приходится на страхование залогов кредитных учреждений и лишь 20% — на добровольное страхование. По словам Максима Киселева, страхование сельскохозяйственных рисков в основном развивается в части страхования животных, передаваемых в залог банкам. Страхуются также сельхозтехника и оборудование.
«Несмотря на достаточно суровый климат, в Свердловской области возделываются урожаи сельскохозяйственных культур, и некоторые сельскохозяйственные товаропроизводители обращаются к нам за страховой защитой посевов. Но в целом, к сожалению, уровень развития страхования сельскохозяйственных рисков в Свердловской области можно оценить как недостаточно высокий», — рассказал JustMedia Максим Киселев. С ним согласен руководитель центра сельскохозяйственного страхования компании Росгосстрах Олег Блинков. По его словам, агрострахование в Свердловской области развито незначительно, прежде всего потому, что регион не является сельскохозяйственным.
«Всего на территории Российской Федерации 148 страховых организаций занимается сельхозстрахованием. Многие филиалы представлены на территории УрФО и Свердловской области», — рассказал JustMedia руководитель инспекции страхового надзора по Уральскому Федеральному округу Вячеслав Тарасов. По его словам, в настоящее время инспекция направила запросы о состоянии дел по агрострахованию в девять организаций Урала, которые работают с данным страховым продуктом. Но, по мнению Олега Блинкова, в Свердловской области с сельхозстрахованием из федеральных игроков не работает практически никто. «Страхование урожая сельскохозяйственных культур сегодня у нас является добровольным, договор страхования может быть заключен как на условиях предоставления государственной поддержки (государственная поддержка предоставляется в виде субсидии 50% от размера оплаченной премии), так и без нее», — рассказал Олег Блинков, отметив, что страховаться без субсидирования части оплаченного взноса могут себе позволить лишь немногие сельхозпроизводители.
В основном, договоры страхования без государственной поддержки с меньшим набором рисков заключают крупные хозяйства. Что же касается страхования с господдержкой, то если ранее соотношение долей между федеральным и местными бюджетами в общем объеме страховой премии составляло 40/10 (остальные 50% платит сельхозтоваропроизводитель), то сегодня оно сместилось в сторону увеличения региональной доли от предоставляемой субсидии (соответственно до 20/30 и более). Кризис внес свои коррективы — у ряда регионов сегодня просто нет средств на предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям, отмечает эксперт.
«Существующая модель государственной поддержки страхования остается несовершенной. Для того чтобы получить компенсацию из бюджета, сельскохозяйственные товаропроизводители должны уплатить страховую премию в полном объеме в период, когда у них практически не остается свободных средств. И даже перспектива возврата большой части этих денег помогает слабо — перед посевной для сельхозпроизводителей приоритетны покупка семян, удобрений, средств защиты растений, ГСМ, а не приобретение страховки», — рассказал JustMedia начальник управления аграрных и природных рисков компании РОСНО Леонид Голованов.
«Кроме того, действующие условия для получения субсидий недостаточно гибки как с точки зрения перечня покрываемых рисков, так и с точки зрения тарифов. Ставки для расчета субсидий, которые сегодня регламентируют и тарифы, далеко не всегда отражают реальную стоимость риска», — добавил эксперт.
По мнению руководителя центра сельскохозяйственного страхования компании Росгосстрах Олега Блинкова, если раньше существовал определенный порядок получения субсидий и аграрии знали, что к конкретному сроку они субсидию получат, то сегодня не установлен даже срок подачи документов. «Например, в текущем году приказ, регламентирующий ставки для расчета субсидий, порядок определения страховой стоимости и размер утраты урожая 2010 года посева, принят только 29 июня 2010 года, когда договоры страхования уже заключены», — пояснил Олег Блинков.
По мнению экспертов, потенциал сельскохозяйственного страхования в нашей стране огромен, и для того, чтобы оно развивалось, необходимо проводить взвешенную политику в отношении этого вида страхования со стороны государства. «Условия государственной поддержки должны быть интересны и сельскохозяйственным производителям (это и возможность выбора рисков и франшиз, и приемлемые платежи за страхование с учетом государственного участия), и экономически обоснованны для страховщиков (это и гибкие условия тарификации, и возможность формирования дополнительных резервов на случай катастроф и предупредительных мероприятий, и своевременность получения платежей на оплату премии — ведь эти средства идут на оплату убытков и не должны быть просто строкой в балансе)», — считает Леонид Голованов.
По мнению Максима Киселева, решить существующие проблемы поможет принятие специального закона о добровольном страховании урожаев и животных. «Закон позволить четко определить общерыночные стандарты качества страховой услуги, предоставляемой сельхохзпроизводителю: понятие страхового случая, перечень исключений, которые освобождают страховщика от ответственности по договору страхования, процедуру урегулирования убытков и параметры для оценки размера ущерба. Это позволит сформировать прозрачную и управляемую систему государственного контроля за надлежащим качеством использования государственных средств, выделяемых для субсидирования страхования, а также полнотой и своевременностью выплат, осуществляемых всеми страховщиками», — говорит Максим Киселев. А Леонид Голованов отмечает, что очень важно формировать интерес сельскохозяйственных производителей к страхованию, но он должен идти не из-под палки. «Страхование не должно рассматриваться как дополнительный побор. Оно не должно носить обязательный или условно-обязательный характер, когда оно становится обязательным условием для получения каких-то ресурсов, не имеющих прямой потребности в страховой защите», — считает эксперт.