Летом очереди под польским консульством во Львове вырастают как на дрожжах. Народ традиционно устремляется в Польшу на сезонные работы — собирать ягоды-фрукты за 500—700 баксов в месяц. Каждый день во Львов за визами съезжаются сотни человек из пяти областей Западной Украины. После кризиса к западным соседям рвануло чуть ли не вдвое больше наших соотечественников. Если в 2008-м на заработках, по данным польского министерства труда, побывало около 140 тысяч украинцев, то в прошлом году — уже больше 250 тысяч. И это только легальные работники. А украинских нелегалов, как заявляют поляки, больше, чем китайцев и индусов.
Устроиться у поляков на работу до полугода несложно, достаточно приглашения от работодателя (въезд упростили три года назад, отменив разрешения на работу). Зарплаты упали в среднем на $100 из-за наплыва желающих и прошедшего сильного потопа. Опытные заробитчане едут к хозяевам, у которых уже трудились. Другие находят работу через интернет, знакомых, объявления в газете и на стенах у консульства.
ВИЗА. За последние полгода генконсульство Польши во Львове, по словам генконсула Гжегоша Опалински, выдало 130 тысяч виз, из них 48 тысяч — рабочих (ежедневно в среднем выдают по полторы тысячи виз). Цена визы на полгода — 35 евро. Если нет приглашения от работодателя, его нелегально продают за 200—300 грн. (их добывают водители рейсовых автобусов, курсирующих в Польшу). «Решалы» у консульства обещают все оформить за $100—120. В агентстве за оформление документов берут около тысячи гривен (идти в консульство все равно придется, но заробитчанину подберут работу и оформят страховку). Для получения визы по два—три дня в жару и дождь нужно ждать в очереди, днюя и ночуя в машинах или на лавочках.
Можно прошмыгнуть и без очереди. «За 300—500 гривен (цена зависит от длины очереди) «решалы» проведут», — возмущается Иван Перетятько лет 50-ти из Збаража Тернопольской области. Люди сокрушаются: даже заняв очередь в три ночи в первой сотне, нет гарантии, что пройдешь. В очереди постоянно спорят, кто за кем стоял, порой чуть не доходит до драки. «А с торговцами местами никто не ругается, это же мафия! », — полушепотом объясняет Перетятько. Во львовской милиции убеждают, что борются с «визовой мафией» с помощью рейдов. «Бардак» у консульства, по словам заробитчан, начался после того, как около года назад отменили регистрацию в интернете. С августа консульство обещает возобновить систему электронной записи.
С ЯЗЫКОМ ЛУЧШЕ. Квалифицированные украинские специалисты со знанием польского языка тоже весьма котируются. Медсестра из Львова Ирина Процюк во Вроцлаве зарабатывает по специальности $800, живет в общежитии (плата — $100 в месяц). 25-летний львовянин Степан Лемеха будет работать официантом в краковском ресторанчике при отеле. «Обещают до 800 баксов плюс чаевые, жилье — бесплатно, питаться буду за свои деньги, но у меня будут скидки на обеды. Устроиться мне помог четырехлетний опыт работы официантом и барменом в Украине». Через агентство нашел теплое местечко по специальности молодой учитель английского языка из Ивано-Франковска Игорь Косив: «Буду преподавать в частной школе города Лодзь. На родине о зарплате в $700 можно только мечтать».
«ЖИЗНЬ НА МАЛИНЕ — НЕ «МАЛИНА» Украинцы нарасхват на фермах, ведь сами поляки предпочитают собирать урожай в Скандинавии, где платят больше. Летом наши рвут в Польше малину, вишни, огурцы, цветную капусту, ближе к осени — яблоки. Целый год собирают шампиньоны в теплицах. 36-летняя учительница Оксана Маруняк со Львовщины во время летних каникул уже третий год ездит за ягодами, зарабатывая за два месяца около $1,5 тыс. В этом году, правда, из-за наводнения в Польше сорвалась поездка на клубнику. «Работодатели в июне дали отбой», — говорит Оксана.
42-летняя санитарка Ирина Кысь тоже зарабатывает на сборе ягод. В прошлом году рвала под Варшавой клубнику и малину. Жила в тесной комнатке с еще шестью заробитчанками, питалась за свой счет. Лишь в обед хозяева кормили супом и ягодами. «Жизнь на малине — не «малина», — вздыхает женщина. — Заработок зависит от количества собранных ягод. Платят по 1,5—2 злотых за лукошко (3,5—5 грн. ). За месяц набегало до $600. Пахала по 12 часов, выходной — воскресенье. Ползала на коленях за «трускавкой» (так в Польше называют клубнику) под палящим солнцем. Теперь проблемы с позвоночником. Но в этом году снова еду, на зарплату в больнице не протянуть». Заробитчанка возмущается поведением земляков. «Однажды у меня из-под носа увели пару лукошек с ягодами и сдали хозяевам как собственные», — предостерегает Кысь.
Знающие заробитчане не советуют ехать в Польшу за ягодами в этом году. «Мои подруги попали на ферму, пострадавшую от потопа, привезли копейки — $300 — там не только клубника, но и черешня с малиной погнили. Да и в хорошие времена на ягодах много не заработаешь, другое дело — огурцы, — делится опытом Галя из Ивано-Франковской области. — В месяц имела до $1000, но там нужно иметь лошадиное здоровье — дышишь тепличной химией».
СТРОЙКИ К ЕВРО-2012 Перед футбольным Евро-2012 в Польше увеличился спрос на строителей. «Но нанимают в основном бригадами через фирмы. Поодиночке устроиться непросто. Зарплата — $600—800 в месяц», — рассказал Игорь Стахив из Самбора, нанявшийся на полгода маляром на строительство отеля. Ему пообещали бесплатное питание и койку.