Украинская корпорация Укравто выставила на продажу свой варшавский автозавод. По данным польских сми, его покупателем может стать китайская Сhery, сообщает газета Дело.
Корпорация УкрАвто, подконтрольная Тариэлу Васадзе, ведет переговоры о продаже своего польского автомобильного завода Fabryka Samochodow Osobowych (FSO). Об этом сообщает польская Dziennik Gazeta Prawna. Как утверждает издание, наиболее вероятный претендент на FSO - китайская автомобилестроительная компания Chery.
Генеральный директор польского автозавода Януш Возняк не стал отрицать факт переговоров. Но при этом он не назвал субъекты, которые интересуются польским активом УкрАвто. В самой корпорации УкрАвто информацию о переговорах относительно продажи FSO по состоянию на конец прошлой недели не подтверждали.
Как пишет издание, польские эксперты уверены: задуматься о продаже польского автозавода корпорацию УкрАвто заставила сложная ситуация на предприятии. "Чтобы FSO встал наконец на ноги, завод должен производить около 100 тыс. авто в год. В этом году планируется произвести 55 тыс. авто. Но даже этот план будет трудно реализовать, так как за 5 месяцев 2010-го было произведено 15,5 тыс. авто", - поясняет Рафал Орловски, аналитик консалтинговой фирмы Automotive Suppliers.
Как отмечает Олег Назаренко, глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), теоретически вполне логично представить, что Chery могла интересоваться заводом FSO, хотя это, конечно, еще не значит, что УкрАвто вступила в переговоры с китайской компанией. "Учитывая амбиции Китая в автомобилестроении, безусловно, автозавод в Польше им интересен с точки зрения выхода на рынок Евросоюза, который сейчас пытается оградиться от китайских производителей автомобилей", - комментирует Назаренко.
Подтолкнуть к поиску нового инвестора для Fabryka Samochodow Osobowych (FSO), по мнению польских СМИ, Тариэла Васадзе могло и недовольство работой предприятия польских профсоюзов. По словам председателя профсоюзного комитета предприятия Франтицека Петровского, профсоюз инициировал трудовой спор с руководством завода. "Если наши требования не примут, то мы начнем забастовку", - заявил он. Согласно информации представителя работников завода, в конце июня на собрании акционеров предприятия профсоюзами была подготовлена петиция с требованиями к украинскому собственнику выполнять взятые на себя инвестиционные обязательства: не снижать объемы выпуска продукции и уровень соцвыплат. Текст петиции был отправлен заместителю председателя правления УкрАвто Олегу Папашеву и премьер-министру Польши Дональду Туску, отмечает Дело.
В свою очередь в УкрАвто на следующий день после собрания акционеров FSO опровергли обвинения профсоюзов. По словам Папашева, который присутствовал на заседании акционеров, по поручению правительства Польши назначенный им официальный аудитор, компания Big Four, ежегодно представляет отчет по выполнению инвестором обязательств. "В соответствии с представленным отчетом в начале 2010 года обязательства по объемам производства автомобилей на период 2005-2009 годов были перевыполнены на 15,7%. Также были выполнены обязательства по сохранению объемов занятости до 31 декабря 2009 года", - заявил топ-менеджер УкрАвто.
Папашев пояснил, что только в 2010 году правление FSO провело более восьми встреч с представителями профсоюзов, на которых объясняло сложную ситуацию, в которой оказалась компания, и возможные выходы из нее. Но понимания со стороны профсоюзов не встретило.
По словам источника Dziennik Gazeta Prawna, возможность приобретения FSO рассматривала индийская Tata. Компания планировала в будущем начать на польском заводе производство электромобиля Nano. Однако позже отказалась от этой идеи в пользу своего же подразделения в Британии. В итоге было решено, что именно британский филиал индийской компании - Tata Motors European Technical Centre Plc - будет выпускать Nano на производственных мощностях предприятия в Норвегии - Miljo Grenland Innovasjon. Норвежцы уже освоили одну модель Tata на электроприводе - Indica.
После того как от покупки FSO отказались индийцы, по утверждениям польских СМИ, наиболее вероятным претендентом на автозавод осталась Chery. Для китайского автопроизводителя будет легче всего наладить на заводе выпуск собственных моделей автомобилей. Как утверждают эксперты, среди потенциальных китайских моделей, которые могут собираться на FSO, - Chery QQ. По своим техническим и внешним характеристикам она очень похожа на автомобиль, который польский завод выпускает сегодня, - Daewoo Matiz.