С чего это вдруг представители администрации США и Пентагон взялись "пиарить" природные богатства Афганистана? Зачем понадобилось с такой помпой сообщать о геологических открытиях 25-летней давности, которыми до сих пор никто не смог воспользоваться, кроме китайцев? Очевидно, Вашингтон наметил новый этап в своей афганской кампании: он создает "независимое" афганское государство и стремится оградить его от влияния конкурентов.
На днях New York Times поведала об открытии группой американских геологов и представителей Пентагона (! ) на территории Афганистана крупных месторождений самых разнообразных полезных ископаемых: железной и медной руды, кобальта, золота, лития и ниобия. Мыслящие в долларах американцы тут же оценили свои находки в $1 триллион. Правда, им пришлось признать, что сделали они эти "открытия" на основании данных, собранных советскими геологами в 80-х годах прошлого века. Дескать, патриотичные афганцы прятали результаты советских исследований в тайниках все лихие годы и начали извлекать их на свет только после падения режима Талибана. Даже президент Хамид Карзай лишь недавно получил полную информацию об этом "кладе". Впрочем, очевидно, что американские специалисты давно имели доступ к советским исследованиям. Возможно, именно этим объясняется непреходящий интерес США к политической и военной "разработке" Афганистана.
Удивительно, что заявления геологов поспешили подтвердить американские военные. Так, глава Центрального командования США генерал Дэвид Петреус заявил, что в афганских недрах "кроется невероятный потенциал". А по глубокому убеждению экспертов Пентагона, Афганистан может считаться "Саудовской Аравией по запасам лития" (из которого делают аккумуляторы). Выказывая свою осведомленность в афганской геологии, американское военное ведомство преследует, очевидно, сразу две цели: во-первых, показать свою причастность не только к военным операциям, но и к конструктивным процессам в Афганистане. А во-вторых, намекнуть конкурирующим силам (Китаю, Ирану), что афганские ресурсы находятся в поле зрения вооруженных сил США… Ну, а будущее, как известно, светло и прекрасно. Представители администрации США в интервью New York Times выразили уверенность, что несметные богатства недр "фундаментально преобразуют" экономику Афганистана и будут способствовать восстановлению в стране мира и согласия. Более того, по мнению Вашингтона, Афганистан может стать "одним из важнейших центров добычи полезных ископаемых в мире".
Афганское руководство, естественно, пришло в восторг от таких оценок. Советник афганского министра шахт и горнодобывающей промышленности Джалиль Джумриани выразил убеждение, что обретенные ресурсы станут "стержнем афганской экономики". Другой представитель афганского правительства в интервью ВВС заявил, что за счет природных ресурсов его страна могла бы обрести подлинную экономическую независимость. Таким образом, Афганистан уже видится его руководству сырьевой державой. Ну, это все же лучше, чем его нынешняя роль державы наркотической.
Как бы то ни было, Афганистан действительно представляет собой фактически нераспечатанную кладовую самых разнообразных природных ресурсов. По оценкам российских экспертов, в ней содержится, как минимум, 62 млрд кубометров газа, 15 млн т нефти и 500 млн т угля. Кроме того, имеются огромные запасы меди, хрома и железа, значительные запасы тантала, ниобия, бериллия и лития, а также многочисленные месторождения драгоценных и полудрагоценных камней.
На повестке дня все острее встает вопрос: кому и в каких долях достанутся эти сокровища из самого сердца Азии? В свое время неплохой шанс был у СССР: он фактически подготовился к распечатыванию афганской кладовой. Но сделать этого не успел…. На протяжении последних десяти лет Афганистан оккупируют войска США и НАТО. Но создать условия для прихода сюда западных компаний им до сих пор не удалось.
Зато под шумок миротворческих операций дорожку к афганским ресурсам проторил вездесущий китайский бизнес. Так, в 2007 г. китайская государственная компания China Metallurgical Group выиграла тендер на право освоения крупнейшего меднорудного месторождения "Айнак" (наш "Базовый элемент" проиграл этот конкурс). О масштабности проекта говорит предполагаемый размер вложений – $3 миллиарда. А в конце прошлого года министр шахт и горнодобывающей промышленности Мохаммад Адель в интервью британской Daily Tehegraph заявил, что к 2013 г. добыча полезных ископаемых в Афганистане будет приносить государству около $2 млрд ежегодных доходов, а Китай станет главным партнером Кабула в этой сфере.
Сейчас перспектива освоения афганских ресурсов тесно связана со строительством экспортных коридоров, то есть, прежде всего – железных дорог. До недавних пор единственным маршрутом служила железнодорожная ветка в Узбекистан, построенная при СССР. И, в принципе, Россия совместно с центральноазиатскими республиками имела шансы развить успех, построив в Афганистане железнодорожную сеть с российской шириной колеи, что укрепило бы наши связи. Однако то ли российская нерасторопность, то ли происки конкурентов помешали этому.
Зато в 2008 г. вступила в строй железнодорожная ветка европейской ширины, связывающая города Западного Афганистана с Ираном. Узбекистан и Таджикистан ринулись строить новые ветки, но момент, видимо, уже упущен. В Афганистан проникла европейская колея. А ведь и Китай, как известно, тоже стоит на европейских рельсах, так что если и он проложит ветку в Афганистан (через Пакистан и Индию), то сформируется давно обсуждаемый коридор "Восток-Запад". И Афганистан со своим природными ресурсами окончательно покинет российскую орбиту. Не исключено также, что он утянет за собой и соседние республики – Таджикистан и Узбекистан, для которых возможность получить доступ к новой системе трансконтинентального транзита и портам южных морей окажется слишком заманчивой. Но в чьей орбите все они в итоге окажутся – пока сказать трудно, поскольку в Афганистане назревает столкновение интересов сразу трех сил: США, Китая и Ирана. И американская реклама афганских ресурсов может ускорить события.