Очередной газовый скандал между Россией и Белоруссией вошел в фазу максимального обострения: в среду "Газпром" официально предупредил белорусские власти о возможном ограничении поставок с 21 июня. "Это произойдет в том случае, если Минск не погасит долг", – заявил в среду официальный представитель концерна Сергей Куприянов.
Ранее президент РФ дал Белоруссии пять дней на определение схемы погашения задолженности за ранее поставленный газ. "В соответствии с условиями контракта, у нас есть все основания сократить объем поставки газа в Белоруссию пропорционально задолженности перед "Газпромом", – заявил глава "Газпрома" Алексей Миллер во время встречи с Дмитрием Медведевым во вторник. В ответ на это президент предложил: "Давайте тогда так поступим: с учетом того, что мы с Белоруссией взаимодействуем в партнерском ключе, дадим 5-дневный срок для наших коллег для того, чтобы они определились, как вести себя дальше. Вы выйдете на руководителей соответствующих белорусских структур, которые этим вопросом занимаются, и предложите им в кратчайшие сроки погасить задолженность. Если этого сделано не будет, тогда придется применять строгие меры".
Сейчас задолженность Белоруссии за поставки российского газа составляет $192 миллиона. Причиной ее возникновения стало одностороннее желание Минска оплачивать газ по ценам 2008 г. , то есть по $150 за 1 тыс. кубических метров. При этом контрактная цена российского газа в I квартале 2010 г. составляла $169, а во II – $185 за 1 тыс. кубометров.
Минск с прошлого года добивается изменения условий контракта и предоставления ей новых льгот, однако Москва остается непреклонной. В мае "Газпром" направил белорусскому вице-премьеру Владимиру Семашко и главе "Белтрансгаза" Владимиру Майорову письмо с предупреждением о том, что из-за несоблюдения условий контракта поставки газа могут быть ограничены. Минск это предупреждение проигнорировал.
Похоже, Россия всерьез намерена заставить Белоруссию платить за газ полную цену. Прежде всего потому, что Москве необходимо восстановить дисциплину контрактных отношений накануне намеченного на 2011 г. повышения цены газа для Белоруссии на 30%, до $250 за 1 тыс. кубометров. Ряд экспертов не исключают, что, продолжая платить старую цену ($150 за 1 тыс. кубометров), Александр Лукашенко до последнего надеялся на скорое снижение нефтяных цен, производной от которых является цена на газ. Вполне возможно, что такого исхода не исключали и в "Газпроме", долгое время закрывая глаза на действия Батьки. Однако теперь очевидно, что в обозримой перспективе цены на нефть вряд ли опустятся ниже нынешних уровней, и снижения газовых цен, соответственно, не произойдет.
В свою очередь, белорусские эксперты считают, что у Минска есть основания настаивать на переносе решения о повышении цен в 2011 году. Напомним, к этому времени предусматривался переход обеих стран на равнодоходные среднеевропейские цены на газ к 2011 г. , однако Россия отложила окончательное повышение внутренних цен до 2014 года. Что возмутило белорусскую сторону, усмотревшую в этом "существенные ценовые преимущества для российских компаний и производимых ими товаров, как на внутреннем, так и на белорусском рынке".
На газовый конфликт накладываются разногласия между Москвой и Минском относительно экспортных пошлин на поставку в Белоруссию российской нефти. Лукашенко продолжает настаивать на возвращение поставок нефти по льготным ценам. На протяжении многих лет экспорт произведенных из такой нефти нефтепродуктов являлось одной из важнейших статей дохода Белоруссии. Сегодня Россия готова поставлять ей по льготным ценам только то количество нефти, которое необходимо для внутреннего потребления. Это обстоятельство категорически не устраивает белорусского президента, однако Москва не готова к возвращению в прошлое по вполне понятным экономическим и политическим причинам. Сегодня она предлагает Белоруссии хотя бы дождаться появления Единого экономического пространства, намеченного на 2012 год.
Очевидно, что белорусский лидер так долго ждать не намерен. Отсутствие дополнительных доходов от продажи нефтепродуктов на фоне тяжелой ситуации в экономике скверно сказывается на имидже власти. Относительное экономическое благополучие режима Лукашенко базировалось на дешевых российских энергоносителях, и сегодня, когда Россия принялась демонстративно закручивать экономические гайки, белорусский лидер стал заложником собственных политических маневров, долгое время вызывавших раздражение Москвы.
Возможно, Лукашенко еще попробует разыграть карту Таможенного союза, однако и здесь его, скорее всего, ждет неудача. В понедельник белорусский парламент должен был ратифицировать договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Но после возвращения Лукашенко из Москвы документ даже не был включен в повестку заседания.
В любом случае, сомнительно, что упорство Батьки заставит Россию пойти на уступки. Популярность идеи Таможенного союза снижается, и не исключено, что его участники рано или поздно решат избавиться от капризного партнера в лице Белоруссии. Для России, которая, возможно, морально уже готова к "списанию" Батьки, это не станет серьезной потерей. С началом работы "Северного потока" отпадет главная необходимость в поддержании отношений с Лукашенко – транзитная. Это прекрасно понимают и в Минске. А значит, говорить о скором прекращении российско-белорусских препирательств не приходится.