Если сравнивать объекты энергетики с организмом человека, то сама по себе ТЭЦ, ГЭС, ГРЭС представляют собой сердце и мозг, а линии электропередач – кровеносные сосуды. При нару-шении работы кровеносных сосудов прекращается функционирование и мозга, и сердца. Так-же и с линиями электропередачи (ЛЭП) – произошел сбой в транспортировке электричества – страдает и потребитель, и производитель… ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛАПС Энергетический потенциал Украины на грани тотального разрушения. Основная масса наших ЛЭП построена еще в 60-е годы прошлого столетия. При их проектировании исходили из сро-ка службы 30 лет. На основе этого они проектировались на нормативные нагрузки того вре-мени с повторяемостью 10-15 лет (расчетные 25-50 лет). Долговременность защиты от корро-зии, износа от знакопеременных нагрузок, старение материалов, были рассчитаны на эти же сроки. За время эксплуатации повредилась изоляция, разрушились сами провода, износилось оборудование трансформаторных подстанций и, естественно, потеряли прочность опоры. К тому же линии электропередачи, построенные в советское время, не рассчитаны на нынешние нагрузки, что является дополнительным фактором вывода их из строя.
Факт того, что отечественные энергогенерирующие и передаточные мощности давно отрабо-тали свой ресурс, государство признало в утвержденной Кабмином в 2006 году «Стратегия развития энергетики Украины». По самым оптимистичным прогнозам чиновников, энергоре-сурса в нынешнем его состоянии хватит на 7 лет. Пессимисты (которые, как говорится, явля-ются лишь осведомленными оптимистами) уверены, что украинская электроэнергетика не до-тянет даже до Евро-2012. Главные причины энергетического коллапса – изношенность элек-трических сетей более чем на 70%, мизерные и несистемные инвестиции в отрасль, невыпол-нение за последние пять лет государством взятых на себя обязательств. Поэтому недостатка мощности долго ждать не придется.
По данным энергетиков, около 20 % магистральных (соединяют электростанции с распредели-тельными пунктами, управляются «Укрэнерго») и распределительных (подводят электроэнер-гию к населенным пунктам и потребителям, управляются облэнерго) электросетей Украины требуют стопроцентной замены. В «Стратегия развития энергетики» предусмотрено, что для строительства новых и реконструкции старых электросетей и трансформаторных подстанций до 2030 года необходимо 82,9 млрд грн. Четыре года назад это был эквивалент $16,5 млрд, сегодня – на $6 млрд меньше. Но «удешевление» затрат проблемы не решает.
ОПОРА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ Состояние воздушных линий электропередачи (ВЛ) во многом зависит от применяемых опор (традиционно используются деревянные, металлические и железобетонные). Железобетонные опоры довольно востребованы в отечественном энергетическом строительстве при проекти-ровании ЛЭП. Во-первых, ЖБ-опоры более прочные по сравнению с деревянными и служат в 2 раза дольше, идеально подходят к нашим климатическим условиям, не прихотливы в экс-плуатации, применяются для прокладки линий с напряжением до 500 кВ. Во-вторых, что ка-сается сравнения с металлическими, то последние могут устанавливаться только в виде гро-моздких пространственных конструкций, на них требуется большой расход металла, покрытие его антикоррозийным составом. Применяются они в тех условиях, где установка железобе-тонных опор невозможна (требуется выдержать очень большие нагрузки от натяжения и пр. ).
В наши дни ЖБ-опоры можно увидеть в каждом городе и селе, что свидетельствует о качестве и доступности этих конструкций. Ввиду высокого спроса на данный вид продукции, а также в связи с решительными намерениями нового правительства возродить энергетическую отрасль страны, отдельные субъекты «железобетонного бизнеса» не упускают шанс воспользоваться ситуацией с выгодой для своего расчетного счета.
ЧЕСТЬ БЕТОННОГО МУНДИРА Существенным преимуществом железобетонных опор является их стойкость к коррозии (в сравнении с металлическими опорами) и воздействию окружающей среды. Но достичь этого преимущества можно лишь при полном соблюдении технологий при изготовлении опор.
Однако, как показала недавняя экспертиза продукции ЗАО «Объединение Днепроэнергост-ройпром» (Кировоградская обл. , г. Светловодск), у которого некоторые распределительные компании (облэнерго) сейчас закупают ЖБ-опоры в больших объемах, предпочитают эконо-мить на качестве. Правда, чиновники, имеющие отношение к закупке этой продукции, офици-ально данную информацию не разглашают. Потому как ежегодно руководство распредели-тельных компаний проводят тендерные закупки таких некачественных опор у «Днепроэнерго-стройпрома» на миллионы гривен.
На прошлой неделе международная группа «Техноплюс», которая решила участвовать в од-ном из подобных тендеров в качестве генподрядчика, занялась поиском партнеров для поста-вок бетонных конструкций. С этой целью представители группы провели в лаборатории госу-дарственного Центра испытаний строительных изделий и конструкций экспертную апроба-цию продукции нескольких украинских ЖБ-производителей. Специалисты энергетической отрасли были, мягко скажем, удивлены результатами экспертизы: из трех опор для ЛЭП мар-ки СВ 95-2, поставляемых ЗАО «Объединение Днепроэнергостройпром», две не выдерживают нормативной нагрузки.
Для получения более полной информации о качестве светловодской продукции представители «Техноплюс» обратились во все распределительные компании, в которые производились по-ставки подобных опор ранее. В частности, СВ 95-2 производства «Днепроэнергостройпром» уже были закуплены для Николаевоблэнерго, Херсоноблэнерго, Черкассыоблэнерго, Кирово-градоблэнерго, Винницаоблэнерго.
НАСТУПАЯ НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ Примечательно, что ряд перечисленных потребителей светловодских ЖБ-опор уже имели пе-чальный опыт масштабных аварий линий электропередачи. Так, зимой 2001 года ветер (от-нюдь не ураган по мировым метеостандартам) валил железобетонные опоры как спички в Ки-ровоградской, Винницкой и Хмельницкой областях. И подобные аварии у нас повторяются из года в год, в результате сотни населенных пунктов остаются обесточенными на длительный период времени.
Как вы полагаете, от чего у нас падают железобетонные опоры ЛЭП? Известно от чего — от сильного ветра или намерзших на проводах ледяных сосулек в зимний период. По крайней мере, так регулярно заявляется на чиновничьем уровне. Погодные условия у нас вообще самая популярная причина всех неудач - вспомните хотя бы, что официально говорили о черновиц-ких оползнях, дескать, во всем виновны фазы Луны. На государственном уровне ЧП с опора-ми 2001 года никто не поднимал, не разбирался по сути: обвинили ненастье и, на этом успо-коившись, выделили из государственного бюджета немалые средства на ликвидацию послед-ствий стихии и успешно их освоили.
Судя по результатам экспертизы продукции ЗАО «Объединение Днепроэнергостройпром», потребители ЖБ-опор данного производителя потенциально рискуют наступить на все те же старые грабли. Согласно нормативам, опора должна полноценно выдерживать нагрузки в те-чение минимум 50 лет, а при полном соблюдении технологий производства эти конструкции могут прослужить и дольше. Однако, дай бог, чтобы опоры ЗАО «Объединение Днепроэнер-гостройпром» простояли хотя бы несколько зим. Иначе осложнение погодных условий может спровоцировать «эффект домино», когда железобетонная опора с закрепленными на ней про-водами, падая, увлекает за собой соседние опоры по всему анкерному пролету.
Ведь анализ показал, что при изготовлении светловодских опор используются низкокачест-венные материалы, провоцируя, в частности, образование изломов в слабых местах. При этом, чтобы визуально не было видно явных дефектов, производитель увеличивает защитный слой, уменьшая в результате сечение арматуры. По результатам экспертов, защитный слой бетона в опорном сечении опоры «Днепроэнергостройпром» превышает допустимые значения в 2,5 раза.
Специалисты подчеркивают, что энергетический железобетон такой же консервативный, как и параметры