На Украине зреет очередной газовый скандал. На этот раз он не имеет прямого отношения к России: Киев продемонстрировал готовность поспорить с Европой, у которой до этого всегда искал поддержки в подобных вопросах.
Украинские власти отказываются признать решение Стокгольмского коммерческого арбитражного суда. Он обязал НАК "Нафтогаз Украины" вернуть "РосУкрЭнерго" (RUE) 11 млрд кубометров газа, изъятых зимой прошлого года, а также выплатить дополнительно 1,1 млрд кубометров в качестве неустойки за несанкционированный отбор. Постановление должно быть исполнено до 1 сентября 2010 года.
Истцом выступала компания Centragas , которая владеет 50% акций RUE (компания была создана летом 2004 г. на паритетных началах с "Газпромом"). В самой Centragas 90% принадлежит Дмитрию Фирташу и 10% – Ивану Фурсину. В 2006-2008 гг. RUE выступала монопольным поставщиком газа на Украину. Экспроприацию топлива произвела тогдашний премьер Юлия Тимошенко на основании договоренностей с "Газпромом", согласно которым российский монополист переуступил "Нафтогазу" долг RUE на $1,6 млрд в качестве платы за транзит. В счет этого долга и был забран газ, предназначавшийся для продажи в Европу. Однако сам трейдер согласия на эту сделку не давал и посчитал ее незаконной.
Стокгольмский арбитраж присудил вернуть газ, хотя в RUE заявляют, что требовали денежной компенсации в размере $5,4 миллиарда. Как пояснили в компании газете " ", сумма возникла исходя из цены за газ $450 за тысячу кубометров, которая является базовой в соглашении "Газпрома" и "Нафтогаза" от 2009 г. , плюс 10% штрафа. Однако во II квартале текущего года, с учетом новых соглашений Москвы и Киева, газ стоит $230 за тысячу кубометров. Исходя из этой цифры, требуемый от "Нафтогаза" объем оценивается в $2,78 млрд, а с учетом штрафа – $3,06 миллиарда.
Желание RUE получить деньги вполне объяснимо. Той же зимой 2009 г. компания лишилась роли посредника в поставках голубого топлива из России на Украину и вообще перестала продавать газ "Газпрома", в том числе и в Европу. Сегодня между российским газовым монополистом и европейскими потребителями действуют прямые контракты, а в дополнительных объемах топлива регион не нуждается. Так что реализовать большую часть возвращенного газа будет весьма затруднительно. Впрочем, пока и говорить об этом преждевременно.
Решение стокгольмского суда вызвало ожидаемо негативную реакцию на Украине. Вице-премьер-министр Сергей Тигипко заявил, что в бюджете страны не предусмотрено компенсирование убытков RUE , "и сегодня говорить о каком-то возвращении, тем более, значительных сумм, мы не можем". По словам Тигипко, на правительственном уровне даже разговоров об этом пока не ведется.
Ранее аналогичную точку зрения высказал министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко, который, кстати, некогда подписывал с "Газпромом" соглашение об учреждении RUE . "Что касается сегодняшней ситуации, то я вам скажу, чего не будет. Не будет бездумной отдачи какого-то ресурса во вред интересам наших потребителей, потому что отдать 11 млрд куб. м газа (12,1 млрд куб. м по решению суда) из баланса "Нафтогаз Украины" – невозможно", – заявил он.
В самом "Нафтогазе" уверяют, что пока не получили уведомления их стокгольмского суда. По словам Бойко, Украина намерена тщательно изучить это решение и использовать все возможности для подачи апелляции.
Инициатор сделки Юлия Тимошенко, в свою очередь, заявила, что принятое в пользу RUE решение приведет к повышению цен на газ для населения Украины, поскольку его исполнение будет осуществляться за счет государственной казны.
Теоретически у Киева остается возможность "проигнорировать" неприятное судебное постановление даже в том случае, если оспорить его не получится. Согласно закону "О международном коммерческом арбитраже", арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным на Украине. Однако украинский суд имеет право отказать в его исполнении, если придет к выводу, что объект спора не может быть предметом арбитражного рассмотрения согласно законодательству Украины. Но готовы ли власти страны зайти так далеко?