НДС давно называют самым криминальным налогом – причем считают его таковым как предприниматели, так и власти придержащие. За годы работы этого механизма вокруг него образовалось огромное количество схем и структур, для которых возвращение НДС украинским экспортером являлось элементарной кормушкой их личных, а зачастую и партийных интересов.
Наиболее масштабными и распространенными нелегальными схемами «кормления» были следующие две операции. Первая – невозвращение НДС предприятию-экспортеру до тех пор, пока оно не занесет в соответствующий чиновничий кабинет энную сумму денег. Обычно речь шла о значительном проценте от той суммы, которую государство должно было выплатить экспортеру. Если в начале прошлого десятилетия оборот этого теневого бизнеса оценивался в 800 миллионов долларов, то в конце десятилетия речь шла уже о 2 миллиардах.
Вторая операция – выплата НДС подставным фирмам, чьи владельцы имели доступ к распределению финансовых потоков государства. В этом случае налоговая администрация получала документы о несуществующих поставках товаров зарубежным компаниям, по факту которых государство оказывалось должно деньги предприятиям. В 2008 году Государственная налоговая администрация заявляла, что получила фиктивных заявок на получение НДС на общую сумму 3 миллиарда гривен.
Однако из-за такого рода махинаций страдал не только государственный бюджет. Для обработки фиктивных заявок налоговая администрация снаряжала длительные проверки, приводившие к замедлению работы всей службы. Из-за чего страдали честные коммерсанты, не получавшие вовремя своих принадлежащих по закону денег. Экспортеры, дабы не прерывать работу предприятия, закладывали НДС в стоимость продукции уже на этапе ее производства, продавали товары иностранным контрагентам на территории Украины (на что соглашались далеко не все иностранные компании), а пробелы в своем бюджете закрывали все новыми банковскими кредитами, в последние несколько лет добываемыми с большим трудом.
Невозвращенные предприятиям средства зачастую не просто де-факто кредитовали государство, но направлялись на решение вопросов тех или иных политических сил, в данное время стоявших у налогового руля. Впрочем, в последние два года НДС не возвращался практически никому – в результате управления экономикой правительством Тимошенко государственный долг по невозвращенному НДС достиг катастрофического размера в 20 миллиардов гривен.
Разрешать эти проблемы никто не собирался – НДС являлся общепризнанной элементарной схемой отъема денег у бизнеса, и потому даже самые видные экономисты в правительстве просто не могли подступиться к коррупционному спруту.
Лишь после прихода к власти нового правительства было заявлено, что с задолженностью по НДС и коррумпированностью процедуры его возврата нужно что-то решать – и очень быстро. Как и все остальные реформы, эта задача была поручена руководителю экономического блока Кабинета министров Сергею Тигипко. По сути, он оказался первым за много лет чиновником, взявшимся за возвращение НДС и в кратчайшие сроки гарантировавшим введение прозрачной схемы его начисления и погашение возникшей задолженности. Ведь помимо введения автоматического возвращения НДС, в июле Минфин вводит в обращения облигации внутреннего государственного займа, с помощью которых собирается (хоть и постепенно) погасить те самые 20 миллиардов, ожидаемые экспортерами.
Исполнительный директор объединения «Укрвтормет» Владимир Галушкин, что автоматическое возмещение НДС – это путь к решению проблем налога на первом этапе. «Наше предложение – которое уже работало в 2007-2008 гг. – вообще отменить НДС на деятельность с ломом. Практика показала, что и металлургам, и поставщикам лома просто и выгодно так работать. И государство в этом было заинтересовано, потому что возврат НДС в сфере металлолома (не берусь говорить о других сферах) - это достаточно темное дело. Не было НДС – вопрос автоматически отпадал. В любом случае, то, в каком состоянии сейчас находится экономика в целом, и сфера деятельности с ломом в частности, требует каких-то изменений. Перемены нужны однозначно, и любые инициативы в такой ситуации, на мой взгляд, можно только приветствовать».
Дмитрий Иоргачев, генеральный директор ОАО «Одессакабель», также считает, что правительственно нововведение приходится как нельзя кстати: «Это было бы идеально для экспортеров. Потому что я сегодня постоянно кредитую государство».
За реформой возвращения НДС, как ожидается, последуют еще более масштабные экономические реформы Тигипко, затрагивающие снижение налоговой нагрузки на предпринимателей и дерегуляцию поведения государства в экономике. Если все пойдет по намеченному плану, то в ближайшие недели будет принят ряд рефомирующих законопроектов, а новый год Украина встретит с обновленным Налоговым кодексом.