Киев не теряет надежды привлечь Евросоюз к модернизации газотранспортной системы Украины. В среду после заседания украинского правительства вице-премьер Сергей Тигипко заявил, что этот процесс должен осуществляться совместными усилиями всех заинтересованных сторон, как поставщиков, так и потребителей газа. "Если европейцы захотят без России что-то делать, я считаю, что это нецелесообразно, но если Россия захочет без европейцев это делать, мы тоже не должны на это пойти", - подчеркнул вице-премьер.
Это выступление стало ответом киевских властей на прозвучавшее ранее заявление председателя Российского газового общества Валерия Язева о том, что украинскую ГТС могут модернизировать без участия Европы, а осуществлять эту работу будет совместное предприятие "Газпрома" и "Нафтогаза", которое в дальнейшем получит право управлять обновленной системой.
В самом "Нафтогазе" официально пока поддерживают позицию правительства. В минувшую пятницу на конференции "Энергетический диалог: Россия – Европейский союз. Газовый аспект" глава правления НАК Евгений Бакулин заявил, что модернизация ГТС должна вестись на трехстороннем уровне: Украина, Россия, Евросоюз. Правда, если с "Газпромом" компания находится сейчас "в конструктивной фазе взаимодействия", то ЕС особого интереса к участию в газотранспортном консорциуме не проявляет.
Европа сегодня обеспокоена гораздо более серьезными проблемами , чем вопросы обеспечения газового транзита. И хотя формально никто не отказывается от выполнения декларации о модернизации украинской ГТС, подписанной Украиной и ЕС в Брюсселе в марте прошлого года, никаких конкретных шагов в этом направлении до сих пор не сделано. Теперь, когда отношения между Киевом и Москвой наладились, а реализация проектов альтернативных трубопроводов набирает обороты, Евросоюзу нет резона тратиться на обеспечение энергетической безопасности на данном направлении. Так что рассчитывать на европейские инвестиции, по крайней мере в ближайшее время, Украине вряд ли стоит.
И даже перспектива поглощения украинских газовых активов российской стороной, которая так тревожит украинских экспертов, европейцев, судя по всему, оставляет равнодушными. В начале мая Виктор Янукович высказал мнение, что в случае начала переговоров о слиянии "Нафтогаза" и "Газпрома" к ним на определенном этапе надо привлечь Евросоюз "как главного потребителя газа и основного партнера". Однако в ответ еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер заявил, что ЕС не намерен вмешиваться в обсуждение вопроса об объединении двух компаний.
Напомним, идея слияния "Газпрома" и "Нафтогаза" была озвучена в апреле российским премьером Владимиром Путиным. Предложение, высказанное экспромтом, получило широкий общественный резонанс и вызвало резкую критику со стороны украинской оппозиции, что не помешало перевести его в плоскость серьезного обсуждения заинтересованными сторонами. Противники создания двустороннего консорциума России и Украины опасаются, что, по сути, данное СП станет первым шагом на пути общего объединения и будет означать поглощение "Газпромом" украинской трубы.
Между тем изначально идея газотранспортного консорциума, возникшая в 2002 г. , предполагала именно такое двустороннее сотрудничество. В 2003 г. было создано ООО "Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины", в котором "Газпрому" и "Нафтогазу" принадлежало по 50%. Об объединении компаний тогда речи не шло, но российская сторона так же претендовала на управлении всей украинской ГТС, а украинская сторона хотела ограничиться строительством двух новых газопроводов: Богородчаны – Ужгород и Новопсковск – Александров Гай. В итоге проект так и не был реализован.
Сегодня в создании подобного консорциума Украина заинтересована в большей степени, чем Россия, уже сделавшая ставку на альтернативные проекты. И пытаясь защитить свою трубу от посягательств "Газпрома", Киев, возможно, лишь приближает тот момент, когда надобность в ее использовании отпадет окончательно.