Молодому премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону досталось от предшественника довольно проблемное наследство . Дефицит британского бюджета в прошлом году достиг 12% ВВП – чуть-чуть не дотянув до уровня Греции и став рекордом среди стран G7. По последним данным Бюро национальной статистики Великобритании, в 2009-2010 финансовом году (который закончился 31 марта) объем государственных заимствований Лондона составил 152,8 млрд фунтов стерлингов, что стало максимальным значением в послевоенной истории страны. Только за март дефицит бюджета вырос на 14,8 млрд фунтов. Накопленный государственный долг составил 890 млрд фунтов, что эквивалентно 62% ВВП страны. Это вполне приемлемый уровень для Европы: скажем, в Греции и Италии госдолг превышает 100% ВВП. Однако тревогу вызывает то обстоятельство, что в период глобального кризиса британский долг рос гораздо быстрее, чем в других развитых странах. Еще год назад он соответствовал 52,9% ВВП; в этом году, согласно прогнозам рейтингового агентства Standard & Poor's , превысит 77% ВВП и к 2014 г. преодолеет рубеж в 100%.
Экономический рост пока не оправдывает ожиданий. В IV квартале 2009 г. на фоне ослабления национальной валюты рост возобновился после полуторалетней рецессии, составив 0,4% ВВП в поквартальном исчислении. Однако в I квартале 2010 года замедлился, вдвое не дотянув до предшествующей отметки и большинства экспертных прогнозов. Инфляция в марте достигла 3,4% в годовом исчислении, а в апреле – 3,7%. Хотя правительство установило ей лимит в 2%, а Банк Англии – в 3%.
Все эти факторы влияют на оценку кредитоспособности некогда могущественной Британской империи. Крупнейший в мире американский фонд облигаций PIMCO считает, что Великобритания может лишиться высшего кредитного рейтинга AAA в течение этого года. PIMCO сохраняет негативный прогноз по британским казначейским облигациям. Еще в марте управляющий директор фонда Билл Гросс заявил, что британская "долговая пирамида", по всей видимости, приведет к ускорению инфляции и обесцениванию фунта стерлингов. Фунт, кстати, уже "усох" на четверть относительно доллара.
Если негативные прогнозы продолжат сбываться, снижение кредитного рейтинга станет неизбежным. К этому уже морально готовит рынки и Standard & Poor's , сохраняющее негативный прогноз по рейтингу Великобритании. Аналитики агентства указывают растущий долг в качестве главной причины для беспокойства: госдолг, превышающий 60% ВВП, считается несовместимым с рейтингом ААА. Если же снизится страновой рейтинг, стоимость новых заимствований для Лондона возрастет и обслуживание долгов станет еще более обременительным для бюджета. Таким образом, Соединенному Королевству грозит долговая ловушка, выбраться из которой будет очень непросто.
Прежнее правительство, по мнению экспертов, недостаточно активно боролось за оздоровление финансовой ситуации. Еврокомиссия критиковала бюджетную политику Лондона, называя меры по снижению бюджетного дефицита "недостаточно амбициозными". Действительно, с целью снизить рекордный дефицит бюджета правительство Гордона Брауна объявило о замораживании выплат высокопоставленным госслужащим. И всё. Любые более радикальные меры были признаны неприемлемыми при нынешнем состоянии экономики. Таким образом, долгосрочная цель, к которой планировалось привести уровень бюджетного дефицита, составляла почти 5% ВВП, а не 3%, как в еврозоне. Однако Брюссель ничего не мог поделать с "неамбициозностью" Лондона: Великобритания не входит в еврозону и рычагов влияния на ее бюджетную политику у руководства ЕС практически нет.
Политику кабинета, а точнее, сам кабинет изменили прошедшие выборы. Устав от затянувшегося и не слишком успешного правления лейбористов, британцы проголосовали за консерваторов. Правда, большинства, необходимого для формирования правительства, им набрать не удалось и пришлось формировать коалицию с либерал-демократами. Обе партии были едины в своем стремлении радикально сократить бюджетный дефицит и постепенно снижать госдолг, но в путях достижения этих целей у них изначально имелись существенные расхождения: например, либерал-демократы не хотели дать в обиду простых британцев, а значит, сокращение социальных выплат остается под вопросом. Неясно, насколько эффективной в целом будет и намеченная консерваторами программа экономии бюджетных расходов. Она предусматривает значительное сокращение бюджетного дефицита, реформирование систем образования и социального обеспечения, а также банковской системы (в частности, финансовые институты предполагается разделить на розничные и инвестиционные). Кроме того, между партиями начались довольно серьезные споры на налоговую тему.
Ну, а пока премьер-министр проводит довольно неоригинальную политику в области латания бюджетных дыр: он, как и его предшественник, сокращает зарплаты своим подчиненным. Урезание на 5% зарплаты членам кабинета министров не вызвало споров в коалиции: эта мера не слишком сильно ударила по карману министров, но должна уже в текущем году сэкономить бюджету 300 млрд фунтов. Кроме того, на днях Кэмерон заявил о намерении провести аудит расходов прежнего кабинета. Для этого была даже создана новая правительственная структура – Служба по делам бюджетной ответственности. "Что мы увидели – это индивидуальные примеры очень плохого поведения, – сокрушается премьер-министр. – В последний год правления лейбористы принимали решения о расходах, которые не приняло бы ни одно рационально действующее правительство: выплачивать что-то наподобие 75%-ных премиальных от зарплаты госслужащего. Это не финансовое стимулирование. Это ужасные вещи".
Конечно, бороться с ужасным прошлым гораздо легче, чем прокладывать путь в светлое будущее. Но далеко на такой борьбе не уедешь: рейтинговые агентства внимательно следят за действиями нового кабинета. И если они будут признаны недостаточно эффективными, Британия лишится своего привилегированного рейтинга, со всеми вытекающими последствиями.