Американцы много импортируют из Китая. И этот факт бесит протекционистов. Объяснения, что американский импорт из Китая, это не какой то зловещий заговор, а добровольный выбор американских потребителей, не удовлетворяет простодушных протекционистов. Им достаточно того, что импорт из Китая уводит возможности бизнеса для многих американских производителей. В простонародье, международная торговля вредна, если она приводит к потере доли рынка внутренних производителе в пользу иностранных конкурентов.
Однако не все протекционисты просты как три копейки. Нкоторые из них понимают, что альтернативное использование ресурсов приводит к повышению благосостояния, когда каждый специфический ресурс используется для создания более ценного с точки зрения потребителя продукта или услуги, чем если бы эти же ресурсы были бы использованы с меньшей ценностью. Более того продвинутые протекционисты, понимают что свободная торговля всегда приводит к тому, что ресурсы будут использоваться наиболее эффективным (с точки зрения ценности) способом.
Но даже продвинутые протекционисты остаются именно протекционистами. Потому что они не могут никак избавиться от своих непростых чувств, которые основываются на том, что импорт - суть вред для процветания своей страны. Поэтому при любом поводе они пытаются перекрыть некоторые каналы, при этом они зажигательно говорят о том что они целиком и полностью поддерживают свободную торговлю, но не тогда когда "иностранцы делают то что мы можем делать и сами". Длина списка запретов ограничивается только их воображением:
- субсидии экспортёрам;
- налоги и регулирование фирм, работающих на территории других стран менее обременительно чем на внутреннем рынке;
- меньшее соблюдение прав человека по отношению к иностранцам;
- запреты на движение капитала;
и др.
Правительства считают, что иностранные отрасли местами старше и опытнее внутренних, а значит имеют несправедливое (по их мнению) конкурентное преимущество, которое позволяет продавать товары по более низким ценам.
Каждый из этих запретов и ограничений заслуживает тщательного изучения, но мы попробуем сфокусироваться на том, о чём сейчас часто говорят - идеи свободной торговли неразумны из за недооценённости валюты. В корне претензии лежит непреложная истина - чем дешевле валюта, тем больше её будут покупать. Это можно сравнить с яблоками, если цена на них упадёт, то они будут более привлекательными, и их купят больше, как и с валютой, её низкая цена делает её привлекательной. Если цена юаня падает, то для людей с долларами это возможность купить большее количество юаней завтра чем сегодня. Разумеется сами юани, не являются продуктом потребления, и мы понимаем, что имеется ввиду покупка товаров, услуг и активов. И так большее количество юаней которое можно купить на доллары приводит к тому что товары китайских производителей более привлекательны для американцев. А это то как раз и означает, что при прочих равных американцы купят меньше американского продукта.
Правительства таковы каковы есть - они вмешиваются в экономику бесчисленным количеством решений. Предположим, что Ху Цзинь Тао умышленно держит курс юаня низким. Так кому оно помогает? Китаю? И вредит Америке? Давайте подумаем.
Фальшивые сбережения.
Безусловно, дешёвый юань сдвигает бизнес со стороны американских производителей в пользу бизнеса из поднебесной, поскольку они конкурируют и конкурировать при низкой стоимости внутренней валюты (читай затрат) значительно проще, однако и китайские производители в процессе конкуренции накапливают опыт и становятся более эффективными. Однако вопреки заявлениям протекционистов, Китайское правительство делает только хуже своей экономике, помогая тем кто торгует с Китаем.
Почему? Смотрим пример.
Когда я был ребенком и учился в начальной школе, школа проводила 2 раза в год ярмарки по сбору средств, дети покупали билеты и могли менять билеты на различные товары и еду. При этом, что вполне естественно, все вещи стоили по разному. Например игрушка Панда - 50 билетов, хотдог - 3, а ручка-1. На доллары, каждый из нас учащихся мог купить какое либо количество билетов, много или мало, вернее ровно столько сколько наши родители готовы были потратить : ). Но совершенно точно, что чем большее количество билетов мы покупали, тем больше мы были рады. Предположим, что школа выпускает недооценённые билеты, и каждый билет стоит 0,75с от "правильной" цены в $1. Естественно это бы привело к повышению продаж билетов на ярмарке, ведь скидка в 25% на безделушки и фаст-фуд крайне привлекательны для детей. Теперь внимание вопрос? Будет ли школа получать выгоды (benefit in original text) от подобной торговли? Некоторые да - закупщики, продавцы, словом те, кто будет осуществлять и обеспечивать продажу билетов, потому как спрос будет повышенный и денег им платить придётся больше. Но... получит ли выгоду сама школа в сухом остатке? Вместо того чтобы собирать деньги, школа их теряет. По сути субсидируя потребление студентами еды и безделушек, продавая их по ценам ниже себестоимости. При этом ни один студент, включая меня не жаловался на подобную недооценку, ведь это работает на нас! Но директор школы всё это реализовал, его мы в данной ситуации можем представить архитектором этой саморазрушающейся системы, может придти в чувство и понять что данный путь не может привести к процветанию в долгосрочной перспективе.
Ситуация с правительством Пекина, полностью аналогична. И то что Китай имеет низкие затраты и огромный экспорт - суть не эффективность производства а просто искусственно заниженный курс юаня. И ресурсы, расходуемые дополнительно на поставку американскому спросу, это результат искусственно заниженной цены юаней, даже если это являются невидимым для неподготовленных глаз. При этом они представляют собой огромные расходы, которые наносят ущерб китайской экономике.