Владимир Путин продолжает энергетическую экспансию России, теперь уже на атомном поприще. В понедельник днем в Милане, на пресс-конференции после встречи с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони, он назвал атомную энергетику единственной реальной альтернативой углеводородам. А вечером того же дня, прибыв с рабочим визитом в Киев, озвучил предложение о полномасштабной кооперации ядерных отраслей России и Украины. "Мы предлагаем создать холдинг, который включал бы в себя генерацию, атомное машиностроение и топливный цикл. Если украинские специалисты посчитают, что это очень революционное предложение, то мы готовы действовать поэтапно, по отдельным шагам", – сказал Владимир Путин на встрече с Виктором Януковичем.
Главной идеей итальянского выступления российского премьера стало предложение России приступить к совместной реализации атомных энергетических проектов на территории Италии. По сути речь идет о строительстве на территории этой страны атомных станций, оснащенных российским оборудованием. При этом Путин дал понять, что речь не идет о полном цикле строительства российских атомных станций в Италии, а о кооперации. По его словам, обычно при осуществлении таких проектов Россия предоставляет местным компаниям 25%-30%-ную долю в проекте, но "в Италии мы можем отдать еще больше".
Италия долгое время занимала одно из ведущих мест в мировой ядерной энергетике. Однако в конце 80-х после общенационального референдума было принято решение прекратить развитие атомной энергетики. Все существовавшие на тот момент АЭС были закрыты, а специалисты в этой области собраны в одну компанию Sogin , специализирующуюся на выводе из эксплуатации реакторов и других объектов ядерной энергетики. Решение было принято на волне всеобщей антиядерной кампании, прокатившейся по миру после Чернобыльской катастрофы.
К началу 2000-х гг. на фоне постоянного удорожания углеводородов отсутствие атомной энергетики стало для Италии серьезной проблемой, и власти приняли решение вернуться к развитию отрасли. Сильвио Берлускони является одним из самых последовательных проводников этой идеи.
Сложившаяся ситуация может стать ключом для выхода России на ранее закрытый для нее рынок атомной энергетики развитых стран и началом выхода российского энергомашиностроения на качественно новый уровень.
Здесь в пользу России играют сразу несколько факторов, но в первую очередь – хорошие личные отношения Путина и Берлускони. Допуск российских энергетиков к строительству атомных станций в Италии сопровождается рядом преференций для итальянских компаний в части поставок и транспортировки газа. Так, итальянский концерн Eni является партнером "Газпрома" по прокладке морского участка "Южного потока".
Однако российские энергетики обречены на жесткую конкуренцию со стороны коллег из Франции, США и других стран, преуспевших в данной области, что заставляет Москву идти на серьезные уступки. По словам Путина, Россия будет рада помочь Италии в возвращении к современной атомной энергетике. В соответствии с действующей практикой, при строительстве атомных реакторов за рубежом она готова предоставлять кредитные ресурсы странам, где они возводятся. "Кроме кредитных ресурсов и новых технологий, а в этом никто не может сомневаться, мы предоставляем также ядерное топливо и, что очень важно, что мы готовы забирать потом ядерное топливо для утилизации", – заявил российский премьер.
Более того, если России удастся выиграть тендер на строительство атомных станций в Италии, она будет готова предоставить местным компаниям часть работ в рамках проекта. Причем это будет не только строительство корпусов и подсобных объектов, но и высокие технологии: "электроника, специальная техника и так далее". В качестве примера Владимир Путин напомнил о "большой кооперации" РФ с компанией Siemens . При осуществлении атомных энергопроектов, по его словам, "часть оборудования, в котором Siemens является абсолютным мировым лидером, мы с легким сердцем отдаем нашим немецким партнерам. Так что, если это будут какие-то проекты в Италии, это будут проекты большой, широкой европейской кооперации".
Судя по заявлениям итальянской стороны, совместному проекту предстоит столкнуться с серьезными трудностями. По словам Сильвио Берлускони, прежде чем начать строительство АЭС, нужно изменить общественное мнение – "провести убедительную кампанию на основании французского опыта" – и одно это займет более года.
Впрочем, в ходе российской энергетической экспансии не останется в накладе и французская сторона. По словам Путина, французская компания EDF получит 20% в проекте "Южный поток". Предположительно, "скинуться" по 10% в пользу EDF придется "Газпрому" и Eni. Возможны и другие варианты. В то же время, партнеров "Газпрома" волнуют сегодня не столько доли в проекте, сколько объемы газа, которые они смогут получить по этому газопроводу.
Не исключено, что старательно складываемый российской стороной альянс окажется успешным и российским атомщикам удастся начать работу в Италии. Удачная реализация итальянского проекта поможет укрепить позиции российских атомщиков в Европе, а это крайне актуально на фоне возможного возвращения к атомной энергетике таких стран как Германия, Бельгия и Швеция.
Что касается полномасштабной кооперации с Украиной, ее первым этапом может быть объединение в сфере топливного цикла. Назвав Украину "уникальной в Европе страной по уровню атомной генерации", Владимир Путин отметил, что Россия и Украина могли бы работать вместе и на рынках третьих стран при финансовом содействии со стороны РФ и российских финансовых учреждений. Виктор Янукович назвал это предложение "очень интересным".