Пока украинские металлурги наращивают производство, на мировом рынке стали наблюдается устойчивая тенденция перепроизводства. В то же время, украинские металлургические предприятия требуют перевооружения. Если в ближайшее десятилетие не исправить ситуацию, то Украина может потерять сильные позиции на рынке черной металлургии.
Во время экономического кризиса отечественный горно-металлургический комплекс стоял на грани полной остановки. В ответ на вызов кризиса правительство установило льготы по тарифам на перевозку грузов железнодорожным транспортом и отпускаемую электроэнергию. Поэтому этот год начался для металлургической отрасли удачно. В I квартале отечественные металлурги увеличили выплавку стали по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 16% – до 8,064 млн т. Выпуск чугуна за этот период вырос на 18% – до 6,973 млн т. Производство проката в январе-марте выросло на 8% – до 6,755 млн т.
Преференции были продлены постановлением №289 от 24 марта. Согласно им, для предприятий ГМК были установлены тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом на уровне октября 2008 года. Национальной комиссии регулирования электроэнергетики было рекомендовано установить на II квартал тарифы на уровне ноября 2009 года.
Хорошие производственные показатели привели к тому, что в правительстве поговаривают о возможной отмене льготы для предприятий ГМК с III квартала. " Льготы могут быть отменены в случае сохранения положительных тенденций на мировых рынках. Однако если ситуация ухудшится, правительство будет и в дальнейшем оказывать поддержку отрасли" , - заявляет заместитель министра промышленной политики Сергей Беленький. За весь период действия меморандума отечественные металлурги получили преференций на сумму более чем 1,5 млрд грн. Это большая сумма, которую хотелось бы видеть в бюджете, но внутренняя и особенно внешняя рыночные конъюнктуры дают повод усомниться в том, что льготы будут отменены.
На данном этапе собственники металлургических активов в Украине стоят на распутье.
Металлургический комплекс требует модернизации. Около 70% металлургических активов в Украине требуют замены. Но под влиянием кризиса украинские металлурги приостановили реализацию большинства проектов модернизации производства.
Вопреки ожиданиям, внутренний рост так и не восстановился. Это происходит в основном за счет продолжающейся стагнации в строительной сфере и машиностроении. Большая доля продуктов металлургии в национальном продукте Украины и незначительный внутренний спрос на нее, ведет к сильной зависимости от экспортных операций. Но мировой спрос нестабилен, более того, сейчас наблюдается перепроизводство на рынке продукции из черных металлов. Это не позволяет собственникам метпредприятий аккумулировать средства на модернизацию.
Собственники метзаводов много лет совершают одну и ту же ошибку: осваивают новые рынки сбыта, обеспечивают его металлом, а когда там построят свои заводы – тихо уходят. Если в докризисный период основными покупателями продукции отечественного ГМК были страны Ближнего Востока и Магриб, то сейчас метпредприятия начали осваивать страны Юго-Восточной Азии: в Таиланде, Индонезии, на Тайване и в Южной Корее. Укреплению позиций украинских металлургов в Юго-Восточной Азии способствует растущий спрос на сталь в Китае. Внутреннее потребление металлопродукции в Китае быстро растет, потому рынки соседних стран оказались свободными от китайской продукции.
Однако в Азии предпочитают полуфабрикаты.
Здесь местные производители высококачественной стали используют полуфабрикаты как альтернативу дорогостоящему железорудному сырью.
Учитывая высокие цены на руду, производителям выгоднее покупать украинские полуфабрикаты и перекатывать их в готовый продукт.
Следовательно, этот рынок нельзя считать стабильным, так как поставляемая продукция легко замещается.
Традиционные рынки - Иран, Ливан, Сирия, Египет и Иордания, значительно сократили закупки.
Сокращение поставок украинской продукции на Ближний Восток объясняется тем, что в этом регионе подходят к завершению некоторые металлоемкие строительные проекты. Так, с окончанием строительства высочайшего в мире небоскреба Burj Dubai практически прекратились поставки продукции в ОАЭ. Также на рынок этого региона выходит Турция. В течение ближайших трех лет эта страна собирается увеличить производство стали на 3 млн т.
Если эта тенденция продлится еще пять-семь лет, украинским производителям не найдется покупателей. Это неизбежно приведет к закрытию металлургических мощностей. По расчетам закрытию могут подвергнуться от трети до половины украинских металлургических мощностей. Наиболее реальным кандидатом на закрытие являются Днепропетровский метзавод им. Петровского (Еvraz Group). Выживут лишь вертикально-интегрированные компании с сильной финансовой поддержкой.
В том, что перспективы украинской металлургии слишком туманны, виноваты сами собственники. В погоне за длинным рублем программы по модернизации начали осуществляться поздно и велись не достаточно интенсивно. Поэтому в кризис почти все предприятия ГМК вошли преимущественно с устаревшим оборудованием и большими издержками.
Для того, чтобы исправить ситуацию, металлургам нужно свернуть экономически невыгодное производство, сконцентрировав инвестиции на улучшении качества продукции приоритетных предприятий. Если Украина сможет провести масштабную модернизацию и начать выпускать более качественную продукцию, это будут всего несколько старых заводов, а не 70% украинской металлургии.