Количество ввозимых в Россию автомобилей иностранного производства продолжает резко сокращаться. Как сообщает со ссылкой на отчет Федеральной таможенной службы (ФТС), за первые два месяца 2010-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ввоз в Россию легковых автомобилей из дальнего зарубежья сократился на 50,2% до 41,2 тыс. штук. Количество импортированных грузовиков снизилось на 35,1%, до 2,7 тыс. штук. Все тоже самое происходило и в январе. Тогда импорт автомобильной техники снизился в два раза, до 17,21 тыс. автомобилей.
Из стран СНГ в январе-феврале 2010 г. в Россию импортировано 6,7 тыс. единиц легкового автотранспорта. Всего за этот период ввезено 47,9 тыс. легковых и 2,7 тыс. грузовых автомобилей на сумму $814,2 и $78,3 млн соответственно. Основными поставщиками по-прежнему остаются Япония (5,43 тыс. единиц) и ЕС (3,78 тыс. ).
Снижение объемов импорта автомобилей в Россию началось в прошлом кризисном году. Тогда импорт легковых авто снизился на 73,9%, до 521 тыс. штук. На 68,5% упал и российский автомобильный экспорт - до 41,68 тыс. штук.
Основной причиной сокращения импорта остаются высокие таможенные пошлины на новые и подержанные автомобили, введенные в январе 2009 года правительством РФ. Пошлины на легковые машины со сроком эксплуатации от года до пяти лет выросли в среднем с 25 до 30% от таможенной стоимости с пропорциональным увеличением специфической ставки, исчисляемой в евро (за 1 куб. см объема двигателя). Более того, подержанными было принято считать автомобили старше пяти, а не семи лет, как это было раньше.
Определенное влияние на сокращение импорта оказывает и по-прежнему не восстановившийся спрос. Ужесточение условий автокредитования в период кризиса существенно сократило возможности потенциальных покупателей автомобилей. Автокредитный рай образца 2007-08 гг. россияне увидят, по всей видимости, еще не скоро.
Увеличение объемов импорта автомобилей возможно в случае снижения таможенных пошлин. Подобная возможность уже рассматривалась в МЭР. В марте Минэкономразвития предложило правительству снизить пошлины на новые автомобили с 30 до 25%. Против данной инициативы выступил Минпромторг, заявив, что уменьшение пошлин не предусмотрено концепцией развития автопрома до 2020 года.
В Минпромторге считают, что сохранение действующих таможенных ставок на импорт автомобилей на ближайшие несколько лет является необходимым условием для создания в России полноценного автопрома с участием глобальных игроков. По мнению представителей Минпромторга, вернуться к вопросу снижения пошлин можно будет не раньше 2015 года. В марте начальник департамента регулирования внешнеторговой деятельности МЭР Алексей Лихачев заявил о том, что министерства в течение месяца согласуют мнения по поводу снижения пошлин на новые автомобили. Однако полной ясности в этом вопросе нет и по сей день.
Не исключено, что победа в споре останется за лоббистами отечественного автопрома и высокие ставки пошлин будут сохранены на несколько лет. В целом, подобная стратегия выглядит достаточно оправданной, ибо является хорошим стимулом для сборки и производства на территории России автомобилей ведущих иностранных брендов.
С другой стороны, данное решение создает излишне льготные условия для работающих в России иностранных производителей, так как создает изначально завышенный уровень цен на новые авто, по сравнению с рынками Европы, а тем более США.