Как мы сообщали раньше, в феврале на территории Украины было зарегистрировано 8 384 новых легковых автомобиля, что на 12% больше января текущего года и на 23% меньше февраля 2009-го года.
Развитие автомобильного рынка Украины в 2008-2010 гг.
Учитывая исторический минимум, который был продемонстрирован украинскими автотрейдерами в январе, результат февраля хотя и снизил по сравнению с аналогичным месяцем 2009-го года на 23%, оставил определенные надежды, что для отечественного автомобильного рынка свет в конце тоннеля все же появится в ближайшем будущем.
Кроме того, поступают позитивные сигналы с рынка автомобильного кредитования. Если в январе с помощью привлеченных финансов было приобретено 353 автомобиля, то в феврале – 650. То есть, в феврале рынок автокредитования вырос на 71% против января этого года. Напомним, что рынок в целом вырос на 12%, следовательно, часть кредитных продаж выросла с 4,7% в январе до 7,2% в феврале. Но хотя и незначительное, но увеличение доли кредитных авто говорит не столько об оживлении кредитования в целом, сколько о незаурядной активности, изобретательности автотрейдеров, которые очень часто жертвуют частью собственных прибылей (компенсации банкам) ради получения более-менее нормальных условий кредитования. Вселяет надежду и тот факт, что в прошлом месяце средняя стоимость реализованных автомобилей составила 17,5 тыс. евро, тогда как в январе этот показатель составлял немного меньше 15,8 тыс. евро. То есть, на первый взгляд есть повод сказать, что украинцы в феврале стали более зажиточными, чем январе, или во всем 2009 году (в прошлом году средняя стоимость проданных новых легковых авто составляла 14,8 тыс. евро, а максимальный ежемесячный показатель не превышал 15,8 тыс. евро). Но неоднозначность динамики этого показателя обсудим дальше.
Рейтинг брендов рынка новых легковых авто в Украине за февраль 2010 года
Первое, что бросается в глаза в рейтинге – разнобой динамики разных брендов " февраль 2010" против " февраля 2009" . Из ТОП-15 7 брендов продемонстрировало позитивную динамику, остальные – снизили свои показатели. При чем, среди тех, кто увеличил свою реализацию против прошлогоднего февраля, подавляющее большинство представители среднего ценового сегмента (Mitsubishi, Kia, Renault, Chevrolet), добавляйте к этому росту представителей брендов (BMW, Lexus, Land Rover, Infiniti) премиума и получите первый, позитивный фактор роста средней цены новых проданных авто в феврале. О неоднозначности и далеко не позитивности динамики данного показателя свидетельствует другой факт. Практически все бренды, которые представляют у нас на рынке бюджетные автомобили (ВАЗ, Chery, Geely, Daewoo), снизили свои показатели. Это может свидетельствовать о том, что постепенно заканчиваются ресурсы именно у самой бедной прослойки потенциальных клиентов автомобильных салонов. Тогда, как средний класс и выше – " держат марку" . То есть, тот, кто ездит на авто уровня Toyota, преимущественно никогда не пересядет на ВАЗ или Geely, даже в случае определенных финансовых проблем он лучше сменит своего " железного коня" через год-два (возможно через несколько месяцев), но на авто такого же уровня. Возможно, кто-то сможет спокойно " пересесть" из условного BMW в условное Mitsubishi, а вот потенциальным клиентам бюджетных брендов при финансовых неурядицах, но при этом при потребности в автомобиле, прямая дорога на рынок " б/у" . Как результат, рынок использованных автомобилей падает намного меньшими темпами, чем рынок новых авто. Так, если в январе-феврале рынок использованных автомобилей потерял 21% по сравнению с первыми двумя месяцами прошлого года, то дилеры новых авто не досчитались больше половины прошлогодних продаж. С другой стороны, тенденция к уменьшению части бюджетных автомобилей в феврале относительно января является традиционной. Ведь те, кто покупают новые авто, стоимостью а-ля Kia-Mitsubishi и выше, привыкли проводить новогодние и рождественские праздники, как минимум, на Буковеле. А это определенная нагрузка на семейный бюджет, а, кроме того, отдых банально требует времени, то есть иногда нашим зажиточным согражданам просто не до покупок автомобилей. Очевидно другая ситуация у клиентов бюджетных марок. Конечно, нельзя не отметить почти двойное сокращение части ВАЗ на украинском рынке и сезонность здесь ни к чему. Дилеры российских авто практически не имеют на своих складах новые авто – старые заканчиваются, а новые (2010 производства) по новым, не очень привлекательным ценам, не спешат завозить (речь об авто российского производства). Но дефицит авто у дилеров ВАЗа никак положительно не повлиял на спрос у конкурентов – Chery, Geely, Daewoo. Поэтому народная пословица " Пока толстый похудеет, худой Богу душу отдаст" уместна как никогда, как минимум, для февраля.