В 2010 году винные бутики готовы удвоить продажи напитков из Европы, Латинской Америки и Австралии. При этом покупатели будут ориентироваться в основном на доступные марки «В Украине за последние годы сформировалась ниша любителей хороших вин. Более того – она расширяется», – говорит владелец тосканской винодельни Isole e Olena Паоло Де Марки. Даже в непростом 2009 году и неопределённом начале 2010-го украинцы не отказывали себе в удовольствии пить французское, итальянское или калифорнийское вино. Ряды сибаритов стремительно пополняются представителями среднего класса, хотя ещё пару лет назад, как отмечают опрошенные Фокусом управляющие винных бутиков, за импортными напитками к ним приходили преимущественно состоятельные бизнесмены и политики. «Раньше я покупала украинские вина, не особо обращала внимание на их недостатки. Теперь предпочитаю чилийские и итальянские», – рассказывает врач-ревматолог Вероника Качур. За счёт таких, как она, по словам директора винных бутиков Lavinia и Strada del Vino Александра Чистякова, покупателей становится больше: только во II полугодии 2009 года количество винолюбов увеличилось на четверть по сравнению с январем-июнем 2008-го.
Дёшево и сердито Спрос на вино, уверяет руководитель «Школы вин» Радмила Дятлова, растёт только по одной причине: из-за снижения цен. «Раньше повсеместно среднее вино, стоившее в Европе 10–15 долларов, продавалось у нас по 200, но сейчас таких казусов меньше», – отмечает Иван Плачков, экс-министр топлива и энергетики, владеющий винодельней на юге Одесской области (см. Фокус №23 от 5 июня 2009 года). По его словам, уже сейчас цены в некоторых киевских магазинах могут конкурировать с европейскими. Впрочем, за минувший год, по оценкам экспертов Фокуса, цены выросли на 30%, что обусловлено девальвацией гривны. Но покупатели не захотели платить больше, продолжая тратить «докризисные» суммы. «С лета 2008-го до августа 2009 года бутылка вина в среднем обходилась в 120 гривен, и лишь прошлой осенью стоимость выросла до 130. Если кто-то привык покупать вино по 200 гривен за бутылку, то после подорожания за те же деньги покупал уже другое», – рассказывает директор «Бюро Вин» Владимир Шаповалов.
130 грн. – средняя цена бутылки вина в магазинах Для привлечения клиентов продавцы стали добавлять в ассортимент более дёшевые марки. Например, если в Lavinia до кризиса минимальная цена составляла 90 грн. , то сейчас – 65. Как сообщила представитель бутика Paradis du Vin Ксения Козырь, магазин разнообразил свой портфель испанскими винами от 100 грн. за бутылку. И сегодня каждая восьмая купленная в спецмагазине бутылка, по оценкам Дятловой, относится к экономгруппе (до 200 грн. ). «Дешёвые вина – не значит плохие. В экономсегменте растёт популярность напитков из Чили, Австралии, Южной Африки. Пока они не так раскручены, как вина Старого Света, и в основном стоят дешевле. Но иногда их вкус даже выигрывает», – утверждает г-н Чистяков.
Не прельщают рассказы о пока непризнанных винах Нового Света только любителей алкоголя класса люкс (от 500 грн. ). Как отмечает Радмила Дятлова, в премиальном сегменте хитами являются французские (бордоские, бургундские, эльзасские) вина и напитки итальянских провинций Тоскана и Венето. На них, вне зависимости от экономических или годовых сезонов, стабильно приходится 5% продаж, и именно на них бутики получают сверхприбыли. Ведь, как признаёт директор Ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергей Петренко, стоимость элитных напитков в украинских бутиках завышена минимум на 50–70%.
Бои за винолюбов Растущее количество потребителей заставляет игроков рынка, в основном импортёров алкоголя, открывать новые магазины. Например, в апреле прошлого года СП «Марком» открыл бутик Lavinia в Одессе. В ноябре и декабре сеть винных супермаркетов «Поляна» пополнилась двумя столичными точками. Следует отметить, что винный ритейл – удовольствие не из дешёвых. Желательно, чтобы специализированный магазин располагался в центре города, где арендные ставки очень высокие. В бутике обязательно должны быть квалифицированные консультанты-сомелье. Не обойтись и без оборудованных складов для хранения капризных к перепадам температуры и света напитков. По оценкам экспертов Фокуса, организация бутика с «нуля» обходится примерно в 2 млн. грн.
Однако популяризация вин преподнесла специализированным сетям и неприятный сюрприз: торговлей заморским и экзотическим алкоголем заинтересовались крупные супермаркеты. Так, винную коллекцию из напитков Европы и Америки начал предлагать «МЕТРО Кеш энд Керри». Расширился выбор вин в таких сетях, как «МегаМаркет» и Rainford. За счёт потока покупателей маркеты смело конкурируют с бутиками.
«Да, винные отделы в супермаркетах оттянули на себя часть продаж. Людям просто удобнее покупать одновременно и продукты, и вино», – говорит Александр Чистяков. Он всё же надеется, что это временное явление, и клиенты рано или поздно вернутся. «Супермаркет никогда не предоставит такой широкий ассортимент, как бутик. У нас прямые договорённости со многими винодельнями Европы и Латинской Америки, и мы можем предложить клиентам продукты из лимитированных партий, от небольших производителей, создать коллекцию вин разных регионов и годов», – соглашается с коллегой г-н Шаповалов. Но значительно сильнее винные сети уповают на то, что покупатели выберут бутик, поскольку знают: там они смогут побеседовать не с простым консультантом, а с профессиональным сомелье, а сами напитки хранятся в специализированных магазинах по правилам. Управляющие бутиков уверены, что даже несмотря на конкуренцию со стороны крупных маркетов, по итогам 2010 года количество постоянных покупателей вырастет. «Сейчас в среднем в месяц в Strada del Vino мы продаём 500–600 бутылок, а к концу года продажи увеличатся где-то на четверть», – уверен Александр Чистяков. В «Бюро Вин» прогнозы ещё оптимистичней – там ожидают, что по сравнению с прошлым годом, когда клиенты купили около миллиона бутылок, продажи увеличатся на 50%. Правда, по мнению экспертов Фокуса, все радужные прогнозы осуществятся, если не будет второй волны кризиса.
Наталья Гузенко, Фокус