В окружении нового президента Украины есть сторонники вступления в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Но выгоды от этой затеи для Украины не очевидны: Таможенный союз и уже вошедшим в него странам пока мало что дал, кроме головной боли.
Быстро стало ясно, что с официальной просьбой о членстве в Таможенном союзе Киев торопиться не будет. По мнению экспертов, Янукович, если и пойдет на сколько-нибудь решительные шаги, то только после решения вопроса с назначением премьер-министра.
Украина уже состоит во Всемирной торговой организации и ведет переговоры с Евросоюзом по поводу зоны свободной торговли
За разговорами о Таможенном союзе с Москвой эксперты сразу увидели стремление Киева снизить цены на газ.
А ведь Россия уже доказала Белоруссии, что энергетический вопрос она выносит за рамки Таможенного союза, что бы там ни говорилось в правилах.
У России с Украиной большой товарооборот, и, как говорит Алексей Портанский, ведущий научный сотрудник Института торговой политики ГУ-ВШЭ, главным двигателем украинской экономики является металлургия.
Создание зоны свободной торговли или присоединение к Таможенному союзу может помочь с точки зрения конкурентоспособности на мировых рынках.
Однако чтобы это осуществилось, надо будет многое изменить в уже подписанных документах.
"Если войдет Украина, то я не представляю себе, каким образом будут меняться условия, ведь Украина уже связана по тарифам членством в ВТО. Поэтому для нее просто так изменить тарифы не удастся, как и для любого другого члена ВТО", - рассказал Портанский в интервью Би-би-си.
Когда Таможенный союз создавался, то в России говорили, что отечественные товары получат преимущество над белорусскими и казахскими. Продукция белорусских и казахских фирм, в свою очередь, получит выход на рынки, доселе для нее закрытые. Однако и тут есть нюансы.
"Некоторые потребители вынуждены будут покупать продукцию друг друга. Вот возьмем сельхозпроизводителей. Вот, скажем, фермеры покупают комбайны. Лучшие комбайны до сих пор - это американские комбайны John Deer. А Таможенный союз создает такие условия, что John Deer купить будет сложнее, чем белорусскую сельхозтехнику", - сказал Портанский.
В Казахстане опасались, что если российские товары хлынут на казахский рынок, то местные производители не выдержат конкуренции. Хотя власти уверяли, что у местных производителей есть все шансы занять устойчивые позиции на рынке.
С другой стороны, бюджет Казахстана не доберет полмиллиона долларов, предупреждали парламентарии.
"В Казахстане со вступлением в Таможенный союз ожидаются потери от поступлений в бюджет, которые могут составить около 70 миллиардов тенге, по предварительным данным", - говорит председатель Комитета парламента по финансам и бюджету Гульжан Карагусова.
Сопредседатель оппозиционной партии "АЗАТ" Булат Абилов говорит, что создание Таможенного союза скорее в интересах лидеров стран-участниц, а не народа.
"Надо не стремиться сделать кому-то удобно: российским производителям, белорусским, понравиться Путину, Медведеву, Лукашенко, еще кому-то. Есть национальные интересы - из них надо исходить", - сказал Абилов.
В России опасались, что через границу с Казахстаном в Россию хлынет поток китайских товаров, в том числе контрафактных. Алексей Портанский говорит, что опасения связаны еще и с нормами санитарного контроля, которые должны быть приведены в соответствии с российскими.
Зато Казахстану теперь проще осуществлять транзит своего зерна и руды в Европу.
Сильнее всех пострадает Белоруссия, говорят эксперты, потому что руководство страны возлагало на Таможенный союз большие надежды на снижение цен на нефть и ликвидацию пошлин за транзит.
Российское правительство похоронило обе эти надежды, и для Белоруссии гораздо выгоднее стремиться как можно быстрее вступить в ВТО, говорит Ярослав Романчук, руководитель оппозиционного исследовательского центра Мизеса.
"Когда Россия де-факто не обеспечивает беспошлинный режим торговли нефтепродуктами с Белоруссией, когда цена на газ будет приближаться к мировой, Лукашенко не получит от Таможенного союза то, для чего он, с его точки зрения, и создается. Поэтому он будет говорить: "Я был интегратором, мне много обещали, но обещания не выполнены, поэтому я должен менять политику", - говорит Романчук.
"Если бы это было выполнено, то мы бы получили огромные негативные эффекты того, что мы не могли бы обеспечить доступ белорусских товаров в Европе. А европейский рынок - это 500 миллионов потребителей, которые гораздо богаче, чем те, которые есть в Казахстане и в Средней Азии", - добавил он.
Несмотря на то, что эксперты из Белоруссии и Казахстана говорят, что выигрывает от создания Таможенного союза только Россия, именно российские потребители уже на себе ощутили негативные последствия - на границах встали фуры с вином, ноутбуками, сотовыми телефонами и витаминами.
Производители жаловались, например, на то, что требования к импортируемым товарам изменились, а новых бланков не напечатали.
Эти проблемы рано или поздно разрешатся. Но создание Таможенного союза внесло лишнюю путаницу в переговоры по вступлению России в ВТО, которые длились 16 лет и были отнюдь не простыми.
Вступить в ВТО в блоке с Казахстаном и Белоруссией Россия не может – это глава ВТО Паскаль Лами объяснил российскому президенту в 2009 году.
И если еще прошлым летом политики могли называть конкретные даты вступления России в ВТО, то теперь никто не уверен, что этот процесс закончится в обозримом будущем.
Би-би-си