Если в осенний период кредит на покупку автомобиля банки выдавали неохотно, то сейчас ситуация несколько изменилась. В последнее время банки все активнее начинают кредитовать население, в том числе и на покупку автомобиля. Вслед за возобновлением валютного кредитования покупок авто, увеличилось и количество банков, предоставляющих данную услугу. Еще глубокой осенью кредиторы автомобилей не спешили менять условия кредитования автомобилей. Максимальные и минимальные ставки не изменились - 40% и 0% годовых, соответственно. Немного изменился размер средних ставок по автокредитам: с 20,49% до 20% годовых. Вместе с тем, банки продолжали повышать размер комиссий, взимаемых при оформлении займов, до 4% от суммы сделки. В условиях тотального безденежья, о росте спроса на автомобили не могло быть и речи. Следовательно, количество кредиторов на рынке автомобилей было на прежнем уровне - это порядка десятка банков. Финансисты по-прежнему предоставляли кредиты лишь в гривне. Ситуация начала меняться ближе к концу осени. Осенью уже один банк выдавал автокредиты в иностранной валюте. Но ставка при этом была повышена до 16%. Вместе с тем, общее количество банков-кредиторов автомобилей на конец осени уменьшилось с 10 до 8 финучреждений. Ставки по гривневым займам не поменялись. Минимальная ставка осталась на уровне в 0% годовых, средняя - 20% годовых, максимальная - 40% годовых. Дальнейший анализ рынка автокредитования показывает, что тенденция выдачи валютных кредитов пока не набирает обороты. Среди банков, которые возобновили валютное кредитование по автомобильным программам, по-прежнему остается КредитВест Банк. Ставка осталась на уровне 16% годовых. Но при этом банк требует от клиентов предоставления справок, подтверждающих доходы в иностранной валюте, что ухудшает позиции банка по выдаче валютных кредитов. По остальным банкам средняя ставка в гривне за месяц уменьшилась на 1% - до 19% годовых. Одновременно, снизился размер минимальных разовых комиссий: с 1,5% до 0,99% суммы кредита. На прежнем уровне осталось среднее и максимальное значение комиссий — 4% размера займа. Хотелось бы отметить, что в зимний период наметилась устойчивая тенденция увеличения количества банков-кредиторов, обслуживающих покупки автомобилей. С конца осени по 11 февраля количество таких банков увеличилось с 8 до 18. Одновременно выросло и число программ, предлагаемых заемщикам - со 132 до 238. Большинство из них подразумевает кредитование сроком до пяти лет (42 предложения), на два года - 24 программы, а на третьем - на три года (38 предложений). В половине из 238 программ заемщик не ограничивался в выборе схемы выплат (стандарт или аннуитет), в остальных случаях банк навязывает ануитетную схему погашения кредита. То есть, равный по сумме ежемесячный платеж по кредиту, который включает в себя сумму начисленных процентов за кредит и сумму основного долга. Говоря о выгодности аннуитета, нужно сказать, что это удобно, но никак не выгодно. Ведь переплата по этому виду платежей составляет 5-10% годовых в зависимости от банка. Аннуитет также не выгоден, если заемщик собирается погасить долг перед банком досрочно. Переплата выходит в любом случае. Поэтому банки так активно навязывают кредиты именно с таким графиком погашения. Относительно процентных ставок по автокредитам, то зимой банки их подняли. Состоянием на 15 февраля этого года средний размер ставок по автокредитам в гривне увеличился с 19% до 19,8% годовых. При этом не изменился размер минимальных и максимальных ставок - 0% и 40% годовых, соответственно. Кредит под 0% годовых предлагаются на небольшие сроки - максимум два года. Но при этом банк требует минимальный первоначальный взнос 40-50% от стоимости автомобиля. На прежнем уровне закрепились расценки и на валютные займы: минимальные - 12,05% годовых, максимальные - 14,9% годовых и средние - 13,8% годовых. На старом уровне остался и размер комиссий. Средние и максимальные комиссии по гривневым кредитам остались на 4% размера займа, а по валютным займам - на 2% кредита. В соответствии с прогнозом INTV, банки возвращаются в розничное кредитование, в частности кредитование покупок автомобилей. В дальнейшем количество таких финучреждений и кредитных программ будет увеличиваться. Но настоящего возрождения автокредитования, как валютного, так и гривневого, стоит ожидать не ранее осени.