Экстренный саммит ЕС , состоявшийся вчера в Брюсселе и посвященный проблемам стоящей на грани дефолта Греции, завершился провалом. Это стало потрясением для мировых финансовых рынков и привело к новому обвалу котировок единой европейской валюты.
Предполагалось, что в ходе встречи будет принято решение о предоставлении Греции помощи со стороны ЕС. Однако участники саммита всего лишь призвали Афины "реализовать все поставленные задачи строгим и решительным образом, для того чтобы сократить бюджетный дефицит на 4 процентных пункта в 2010 году". В итоговом заявлении говорится, что государства еврозоны "предпримут решительные и согласованные действия, если возникнет угроза стабильности еврозоны в целом". По словам председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, "вопрос выделения Греции финансовых средств не поднимался, поскольку греческое правительство не запрашивало никакой финансовой помощи. Поэтому мы не должны сейчас спекулировать на тему различных сценариев, которые на данный момент неактуальны".
Не исключено, что вопрос финансовой помощи Греции будет поднят на саммите министров финансов стран ЕС. Однако это означает существенную потерю во времени, которая может дорого обойтись всему Евросоюзу. При этом расчет на то, что Греция сможет собственными силами урегулировать имеющиеся проблемы, совершенно абсурден. Это подтвердила прокатившаяся по стране забастовка : греки ясно дали понять, что не готовы затягивать пояса и снижать уровень жизни из-за проблем, порожденных, по их мнению, действиями правительства и крупного бизнеса.
Если греческие власти попытаются хотя бы частично реализовать такие непопулярные меры, как сокращение бюджетных расходов, социальных программ и зарплат госслужащим, экономический кризис с большой вероятностью может перерасти в политический, после чего вероятность суверенного дефолта приблизится к 100%.
Дефолт Греции резко повысит риск дефолтов Ирландии, Испании и Португалии. В 2010 г. дефицит госбюджета Ирландии может составить 11,7%, Португалии – 8,3%, Испании – около 10%. Дефицит госбюджета Греции является самым большим – 12,7%. Страны-неудачницы уже окрестили "поросятами" – по созвучию с аббревиатурой PIIGS по первым буквам их названий.
Если в еврозоне все-таки начнутся дефолты, это станет для мира сильнейшим потрясением, превосходящим по силе последствия ипотечного кризиса и краха Lehman Brothers . Под вопросом может оказаться судьба евро и самой еврозоны. Напомним, в начале века известный экономист, нобелевский лауреат Милтон Фридман предсказывал крах евро и развал еврозоны . Сегодня его прогноз уже не выглядит таким фантастичным, как несколько лет назад.
Нельзя, конечно, исключать того, что ЕС умышленно отказался рассматривать возможность предоставления Греции финансовой помощи, опасаясь, что в этом случае за помощью потянутся остальные "поросята". Между тем, подобные воспитательные порывы связаны с большими рисками, так как ситуация в Греции может взорваться в любой момент, после чего разрулить ее будет гораздо сложнее, и стоить это будет намного дороже. Дефолт Греции и угроза дефолтов других "поросят" заставят ЕС прибегнуть к помощи МВФ, чего ранее в Брюсселе делать решительно не хотели. Крайней мерой может стать исключение Греции из еврозоны (возможно, с правом восстановления). До последнего времени европейские чиновники клятвенно уверяли, что такой вариант даже не рассматривается, однако на фоне угрозы потери еврозоны об этих клятвах вряд ли кто вспомнит.
Одним словом, у еврочиновников еще есть какое-то время, чтобы обдумать ситуацию и вернуться к обсуждению вопроса не морального, а реального спасения Греции. Ибо вытягивать из болота всю Европу будет уже некому.