Россия отучится сжигать деньги

Предыдущая новость Следующая новость

Глобальный кризис заставил всех – и граждан, и правительства, и транснациональные корпорации – прикинуть и просчитать любые возможности экономии. В России, где привыкли жить на широкую ногу, таких возможностей особенно много. Например, использование попутного нефтяного газа (ПНГ). В настоящее время основная его часть сжигается в факелах на месторождениях или нефтеперерабатывающих заводах. Сколько точно – никто не знает, но, по оценкам, эти объемы сопоставимы с годовым потреблением газа, скажем, в Германии. Неслабая может получиться экономия, если этот газ использовать в хозяйстве. Попутный нефтяной газ специально никто не добывает – он сам выходит из недр земли вместе с извлекаемой оттуда нефтью. Министерство природных ресурсов и экологии РФ оценивает годовые объемы его выхода в 55 млрд кубометров. При этом лишь 26% (14 млрд кубометров) направляется в переработку, 47% (26 млрд кубометров) идет на нужды промыслов либо списывается на технологические потери. В частности, нефтяники закачивают ПНГ обратно в нефтеносные недра, чтобы повысить давление и облегчить выход нефти. Оставшиеся 27% (или 15 млрд кубометров) попутного газа сжигается в факелах. Американские эксперты, основываясь на данных, полученных со спутников, утверждают, что последняя цифра намного больше: на территории РФ в факелах сжигается более 50 млрд кубометров газа в год. Может, и так, кто ж его считал. Как бы то ни было, эту расточительную и губительную для окружающей среды практику решено пресечь. Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному собранию потребовал прекратить сжигание ПНГ как ничем не объяснимое транжирство, а правительство предписало нефтедобывающим компаниям к 2012 г. довести уровень использования попутного газа до 95%. Правда, эксперты говорят, что с выполнением этой задачи могут возникнуть сложности. Во-первых, придется строить новые мощности по переработке ПНГ. Попутный газ содержит много примесей, подчас даже не углеводородных. Следовательно, его нужно очистить – как говорят химики, "осушить" и "отбензинить". В нефтехимии все фракции ПНГ находят свое применение, но чтобы их отделить, надо построить соответствующие предприятия, то есть вложить миллиарды долларов. Однако и это не гарантирует успех: даже отбензиненный газ будет нелегко доставить потребителям из-за того, что "Газпром" неохотно пускает его в свои трубы. Есть и другие способы утилизации. Например, можно построить рядом с месторождением газовую электростанцию и вырабатывать электричество, сжигая ПНГ. Этим путем пошла компания "Газпром нефть" на Приобском нефтяном месторождении. В конце прошлого года там была введена в эксплуатацию газотурбинная электростанцию (ГТЭС) мощностью 48 мегаватт. Дело это, как выяснилось, недолгое: первая очередь построена менее чем за год. Последующие очереди увеличат мощность станции втрое. Кроме того, на Приобском нефтяном месторождении совместно с "СИБУРом" намечено соорудить газоперерабатывающий завод, который сможет перерабатывать до 1 млрд кубометров ПНГ в год. Более мощную ГТЭС (1200 мегаватт) компания "Иркутскэнерго" планирует построить вблизи от нефтяных месторождений, которые будут питать нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий Океан. Эти месторождения, в основном, только готовятся к вводу в эксплуатацию, так что попутного газа там должно появиться немало (он в большом количестве содержится в "нефтяных шапках" новых месторождений). В общем, тенденция такова, что постепенно, государственными "пинками", нефтяников приучают к бережливости. В масштабах страны это принесет огромную пользу. По подсчетам экспертов, утилизация объемов ПНГ позволила бы ежегодно производить до 5-6 млн тонн жидких углеводородов, 3-4 млрд кубометров этана, 15-20 млрд кубометров сухого газа, или 60-70 тысяч ГВт/ч электроэнергии. Пользу ощутят и автомобилисты, ездящие "на газу", – топливо для их автомобилей вырабатывается как раз из ПНГ. Его станет больше, он получит более широкое распространение и, возможно, подешевеет. Так что если электромобили в нашем климате не приживутся, то "газомобили" точно могут стать "альтернативным транспортом".

Источник: NewsMe

Комментарии

Добавить комментарий
Добавить отзыв