"Проверкам обменных пунктов мы уделяем большое внимание. Я вам обещаю, что по этому направлению работа будет усилена", – заявил глава ЦБ Сергей Игнатьев, выступая перед депутатами Госдумы в июне 2009 года. На прошлой неделе появился результат этого внимания: как заявил на ежегодной встрече с банкирами директор департамента лицензирования и финансового оздоровления ЦБ Михаил Сухов, рассматривается возможность закрытия тех банковских пунктов, которые не ведут никакой иной деятельности, кроме обмена валют.
Надо сказать, претензии к обменным пунктам и у граждан, и у властей, велики. Не секрет, что многие из них мухлюют с курсом. Например, на рекламном щите крупно написаны цифры супервыгодного курса валют и мелкими буковками сообщается, что действует этот курс при обмене свыше $10 тысяч. Или уже в кассе выясняется, что банк берет комиссию в 2%, что превращает выгодный курс в грабительский. Наконец, практически никто не принимает иностранные монеты, предпочитая купюры крупного номинала. В августе прошлого года Московское управление ФАС возбудило антимонопольное разбирательство в отношении банков "Региональные Финансы", "Объединенный банк развития" и "Вымпел" за разницу в курсах, указанных на внешних рекламных носителя и внутри контор. Дела против первых двух были прекращены в связи с добровольным прекращением нарушения. В результате, конторы отделались административным штрафом, который не идет ни в какое сравнение с теми доходами, которые им удалось получить из-за хитростей с курсом.
Бывают и чисто криминальные случаи обмана посетителей. Власти же больше обеспокоены "черным налом", который может идти через обменные пункты, и возможностью их ухода от налогов.
Однако, закрыв обменники, ЦБ вряд ли улучшит положение дел. Ведь граждане предпочитают меняльные конторы не только из-за того, что они встречаются гораздо чаще, чем банковские филиалы, – хотя и это соображение важно, особенно в провинции. Дело в том, что даже "хитрый" курс в обменнике зачастую выгоднее курса, установленного крупным банком. Объяснение простое: менялы живут на маржу от покупки-продажи валют, а для обычных банков обмен валют – совершенно неинтересная операция. Плюс соблюдение всех требований закона и ЦБ, которые часто игнорируют менялы, сильно повышает транзакционные издержки. Отсюда и невыгодный курс.
Не удивительно, что банкиры, хоть и встретили заявление Сухова с одобрением, все же высказывают некоторые опасения – им вовсе не улыбается возиться с желающими обменять сто долларов. "Нужно сделать так, чтобы граждане не бегали в поисках обменника, – пояснил "Yтру" сотрудник одного из московских банков. – Иначе они снова начнут менять валюту в подворотнях".
Чтобы граждане не отправились в подворотни, замглавы ФАС Андрей Кашеваров предложил пойти по примеру Европы: использовать для обмена валют специальные банкоматы. "Так мы исключаем физическое присутствие лица, которое может что-то нарушать", – объясняет он. В ином случае, по мнению Кашеварова, доступность банковских услуг для потребителей может быть ограничена, а это уже нарушение антимонопольного законодательства.
Валютообменные банкоматы в Москве уже есть, но надо сказать, что их курс все же проигрывает менялам. Объясняется это просто: обслуживание такого банкомата стоит дороже зарплаты сидящей в обменнике девушки. При этом надо еще учесть, что через банкомат трудно уйти от валютного и налогового надзора – а значит, прибыльность конверсионных операций падает. Наконец, в глубинке "цивилизованные" банки вряд ли будут ставить банкоматы или открывать филиалы – невыгодно. И выходит, там нигде, кроме подворотни, валюту поменять не удастся.
Но и в крупных городах велика вероятность появления теневого рынка обмена валют. Дело в том, что без ухудшения курса обмена валют, видимо, уже не обойдется. Даже если обменные конторы не закроют, повышенное внимание к ним будет вызывать у менял рост издержек, следовательно, курсовая разница при обмене будет расти. В конце концов, в той же Европе, как известно всем туристам, обменивать валюту очень невыгодно. Другое дело, что там граждане не знают слова "дефолт" и держат сбережение в местной валюте, а в современной России доллары кидаются покупать при любом чихе. Так что наведение порядка с обменом валют, безусловно, назревшее, может окончиться криминализацией этого бизнеса.