Украина выделила на антикризисные меры 10% ВВП. Однако 99 млрд грн не гарантируют, что страна быстро преодолеет экономический спад.
Стоимость всех финансовых программ государств мира по преодолению кризиса составляет 13 трлн долл. Меры по финансовому оздоровлению банков и компаний оценены в 3, 6 трлн долл, стимулирующие программы - в 9, 4 трлн долл. Такие данные приводит американский ежемесячный журнал Harvard Business Review (HBR), пользуясь расчетами аналитической компании Grail Research.
Эти данные авторитетное издание сопоставило с объемом номинального ВВП государств за 2008 год. И пришло к выводу, что стоимость программ финансового оздоровления равна 5, 7% мирового ВВП. Harvard Business Review не приводит аналогичные показатели Украины, но их не сложно рассчитать. Основные "антикризисные статьи" - рефинансирование банков, рекапитализация трех финучреждений и пополнение уставного капитала "Нафтогаза Украины". В целом получится, что в 2009 году Украина направила на финансовое оздоровление 99 млрд грн, или 10, 4% своего ВВП 2008 года.
Анализ данных Harvard Business Review (HBR) дает понять, какие страны ждут трудности во время экономического возрождения. "Высокий показатель отношения затрат на финансовое оздоровление к номинальному ВВП государств значит, что срок экономического восстановления этих стран будет большим", - поясняют авторы статьи.
Ведь программы финансового оздоровления, по сути, сводились к поддержанию банковского сектора центробанком или денежной помощи правительства "депрессивным" отраслям и не имели инвестиционного характера. Эти деньги банкам и предприятиям придется в скором времени возвращать, что негативно повлияет на экономику.
Согласно данным, обнародованным Harvard Business Review, к государствам с большой долей затрат на финансовое оздоровление в ВВП и, соответственно, риском еще долго отходить от кризисного похмелья относятся преимущественно страны Западной Европы: это Исландия (76, 2% ВВП ушло на антикризисные меры), Ирландия (48, 3%), Великобритания (19, 3%). В ряды таких держав попали и Объединенные Арабские Эмираты (32%).
С другой стороны, государства, которые во время кризиса большие суммы тратили именно на инвестиционные программы, сравнительно быстро и легко пройдут путь восстановления. Высокий показатель расходов на стимулирующие программы значит, что страна также была существеннее поражена кризисом, но ее правительство могло и желало взять экономическое восстановление под свой контроль. Это в основном страны Восточной Азии. Например, правительство Китая не поскупилось и потратило на стимулирующие программы бюджетные средства в размере почти половины (46, 7%) своего ВВП - более 2 трлн долл.
Основная "статья" расходов Украины на преодоление кризиса в экономике - это долгосрочное рефинансирование Нацбанком коммерческих банков. В 2009-м такой инструмент рефинансирования, как "кредиты, выданные под программы финансового оздоровления", обошелся центробанку в 48 млрд грн. К этой цифре нужно приплюсовать 19, 5-19, 7 млрд грн (по оценкам аналитиков), которые государство выделило на рекапитализацию банков. Основными получателями этих средств стали "Родовид Банк", "Укргазбанк", "Киев" и "Укрэксимбанк". Кроме того, правительство направило еще 31 млрд. грн. в уставный фонд НАК "Нафтогаз Украины".
НАК "Нафтогаз Украины" полностью рассчиталась с ОАО "Газпром" за поставленный в январе этого года российский газ.
Об этом сообщил представитель пресс-центра НАК "Нафтогаз Украины".
"Рассчитались в полном объеме. Подтверждение банка-корреспондента о поступлении денег получено", - сказал он.
При этом представитель пресс-центра отметил, что в январе компания закупила 2, 5 млрд. куб. м российского газа, не уточнив сумму платежа.
Напомним, согласно контракту от 19 января 2009 г. , НАК "Нафтогаз Украины" обязан ежемесячно направлять ОАО "Газпром" платежи за газ не позднее 7 числа месяца, следующего за поставками. При первом же неплатеже контракт между компаниями предусматривает переход на авансовую систему расчетов.
В декабре прямой внешний долг Украины уменьшился на 1, 14%, или на 174, 5 млн долларов, и на 31 декабря составил 15 097, 3 млн долларов.
Об этом сказано в сообщении Министерства финансов.
Прямой внутренний долг в декабре увеличился на 4, 2%, или на 3 680, 9 млн гривен, до 91 070, 1 млн гривен (11 405, 1 млн долларов).
Общий размер прямого государственного долга в декабре увеличился на 1, 13%, или на 2 349, 8 млн гривен, до 211 622, 4 млн. гривен (26 502, 5 млн долларов), с 209 272, 6 млн гривен (26 221, 7 млн. долларов) на 30 ноября.
Общий размер гарантированного государственного долга на 31 декабря составлял 89 806, 0 млн. гривен (11 246, 8 млн. долларов), тогда как на 30 ноября составлял 77 013, 5 млн. гривен (9 649, 7 млн. долларов).
В частности, гарантирован внешний долг на 31 декабря составлял 75 743, 2 млн. гривен (9 485, 7 млн. долларов), тогда как на 30 ноября составлял 64 078, 2 млн. гривен (8 028, 9 млн. долларов), а гарантирован внутренний долг на 31 декабря составлял 14 062, 8 млн. гривен (1 761, 2 млн. долларов), тогда как на 30 ноября он составлял 12 935, 3 млн. гривен (1 620, 8 млн. долларов).
Прямой и гарантированный госдолг на 31 декабря составлял 301 428, 4 млн. гривен (37 749, 3 млн. долларов), тогда как на 30 ноября составлял 286 286, 1 млн. гривен (35 871, 4 млн. долларов).
Напомним, в ноябре внешний долг увеличился на 0, 7%, до 15, 3 млрд. долларов, внутренний - на 4, 5%, до 87, 4 млрд. гривен.
За 2008 год прямой внешний долг увеличился на 5, 5%, с 10 591, 7 млн. долларов до 11 171, 5 млн. долларов, прямой внутренний долг - на 250, 8%, из 17 806, 4 млн. гривен (3 526, 0 млн. долларов), до 44 666, 5 млн. гривен (5 800, 9 млн. долларов), общий размер прямого госдолга увеличился на 83, 3%, с 71 294, 3 млн. гривен (14 117, 7 млн. долларов), до 130 686, 9 млн. гривен (16 972, 3 млн. долларов).