Москва предлагала Пекину избавиться от облигаций компаний Fannie Mae и Freddie Mac, чтобы потопить американских гигантов ипотечного кредитования. Об этом заявляет бывший министр финансов США Генри Полсон в своих мемуарах, которые выйдут в понедельник, 1 февраля. Он утверждает, что Россия пыталась убедить Китай начать финансовую войну против США в 2008 году, еще до начала мирового финансового кризиса.
По словам Полсона, Москва предлагала Пекину выбросить на рынок крупные пакеты ценных бумаг американских компаний Fannie Mae и Freddie Mac. Таким образом Россия при помощи Китая хотела вынудить США начать тратить огромные бюджетные средства на выкуп активов столкнувшихся с финансовыми трудностями ипотечных гигантов.
В своей книге, получившей название На грани (On The Brink) Полсон рассказывает, что узнал о планах Москвы во время посещения Олимпийских игр в Пекине в августе 2008 года и доложил о нем президенту США Джорджу Бушу уже по возвращении в Вашингтон.
"Российские власти выступили с предложением к Китаю на самом высоком уровне, предлагая провести согласованную продажу акций компаний, чтобы вынудить Вашингтон в экстренном порядке национализировать их, - рассказывает Полсон. - Это сообщение вызывало серьезное беспокойство. Интенсивная продажа могла спровоцировать резкую потерю доверия к GSE (предприятиям, спонсируемым государством, каковыми являются Fannie Mae и Freddie Mac) и взволновать рынки".
По словам экс-главы Минфина, китайские власти отвергли предложение России о начале финансовой войны против США, и таким образом план Москвы не сработал.
В свою очередь российские власти уже заявили, что не имеют никакого отношения к планам по обесцениванию облигаций американских компаний. "Ничего подобного не было", – заявил агентству Bloomberg пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. А некий неназванный представитель российских властей, с которым связались журналисты газеты The Financial Times, отказался давать какие-либо комментарии по этому поводу.
"Мне ничего про это [предложение Китаю] не известно", - цитируют Ведомости высокопоставленного чиновника российского Минфина. Необходимости в этом не было, продолжает он: "65 млрд долларов - очень маленькая сумма, чтобы этим шантажировать".
Сам Полсон в своей книге утверждает, что был удивлен, когда по приезде в Москву в июне 2008 года российская сторона не подняла вопрос об облигациях Fannie Mae и Freddie Mac. "Позже я узнал, что русские всерьез задумывались о ценных бумагах наших GSE", – пишет он.
Экс-глава Минфина поделился впечатлениями от своей встречи с премьер-министром Владимиром Путиным. По его словам, разговор был прямым и даже несколько агрессивным, но при этом в нем нашлось место и шуткам.
Однако, как отмечают российские СМИ, для возникновения серьезных финансовых проблем у американских ипотечных гигантов не потребовалось участия Пекина и Москвы. Уже в сентябре 2008 года Fannie Mae и Freddie Mac были переведены под управление государства.
Суммарные долги компаний, которые несли на себе почти половину обязательств всего американского ипотечного рынка, к тому моменту превысили 5 трлн долларов.
Управление Freddie Mac и Fannie Mae перешло к федеральному агентству по финансированию жилья, которое входит в структуру правительства США.
Власти страны пошли на это, опасаясь, что банкротство крупнейших в стране ипотечных агентств вызовет сильные волнения на внутреннем и зарубежном финансовых рынках.
Именно национализация корпораций Fannie Mae и Freddie Mac в сентябре 2008 года и крах инвестиционного банка Lehman Brothers в итоге ознаменовали начало мирового финансового кризиса.