Кандидат на пост президента Виктор Янукович вчера пообещал в случае победы на президентских выборах создать консорциум по управлению газотранспортной системой с участием Газпрома, сообщает КоммерсантЪ-Украина.По его мнению, таким образом удастся увеличить объем прокачки газа через территорию Украины и добиться более низкой цены топлива. В Газпроме уверены, что в ближайшие годы транзит не вырастет. А скидка на газ может оказаться недолгосрочной, как это было в Белоруссии, считают эксперты.
Как пишет издание, вчера кандидат на пост президента Виктор Янукович заявил, что в случае победы на выборах инициирует создание консорциума по реконструкции и эксплуатации украинской газотранспортной системы. "Я буду вносить предложение о создании консорциума для эксплуатации системы и ее реконструкции с целью увеличения объемов прокачки газа",– заявил господин Янукович в эфире Николаевской ТРК. По его мнению, взамен Украина сможет получить "справедливую" цену газа.
Ранее Виктор Янукович сообщил, что намерен провести переговоры с Газпромом о пересмотре контрактов на поставку газа. А источник в Партии регионов уточнил, что если Россия не согласится поставлять газ по более низким ценам, то Украина начнет закупать его в Туркмении.
Предложение господина Януковича заинтересовало Газпром. "Мы давно выступаем за создание консорциума. И если инициатива нового президента Украины будет поддержана, это может означать, что страна наконец обеспечит необходимые инвестиции в модернизацию ГТС",– заявил источник в монополии. Программа модернизации газотранспортной системы (ГТС), утвержденная Кабмином, предусматривает инвестиции в объеме $2,57 млрд. Финансировать ее планировалось за счет кредитных средств, которые Евросоюз обещал выделить в марте прошлого года (общая сумма – $2 млрд), и средств Нафтогаза, отмечает газета.
Между тем второй кандидат на пост президента – премьер-министр Юлия Тимошенко – заявил, что не допустит создания консорциума. "В случае его создания Украина, безусловно, проиграет. Дело в том, что от планов по строительству обходных газопроводов Россия не откажется. Решение об этом уже принято на уровне премьер-министра Владимира Путина, привлечены инвесторы и выделены необходимые средства",– сказал советник премьера, член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма. Он напомнил, что в 2009 году объем прокачки российского газа через территорию Украины снизился на 31% – до 75 млрд кубометров, но это было связано исключительно с падением потребления газа в странах Евросоюза. "Уже в этом году объем прокачки вырастет до 110 млрд кубометров",– уверен он.
По мнению господина Гудымы, экономический эффект от создания консорциума будет краткосрочным. "Скидки для украинской промышленности будут действовать три-пять лет, не больше",– говорит он. Эту информацию косвенно подтвердили в Газпроме. "Цена газа для Украины должна быть рыночной. Мы можем говорить о некоторой скидке от этой рыночной цены, но ровно на размер стоимости газотранспортной системы. То есть речь может идти о белорусском варианте",– сказал собеседник в компании. В 2006 году белорусское правительство продало Газпрому за $2,5 млрд 50% ОАО Белтрансгаз, управлявшего газотранспортной системой государства. Причем эта сумма выплачивалась в течение четырех лет, частично деньгами, частично газом. Цена газа для Белоруссии с тех пор неуклонно росла, а удерживать ее на приемлемом уровне внутри странны позволяли средства, полученные от продажи ГТС.
Если решение о продаже ГТС все же будет принято, Украине было бы выгодно провести международный тендер, считает начальник аналитического отдела ИК Брокеркредитсервис Максим Шеин. Он напоминает, что в свое время в ее покупке была заинтересована компания Shell, оценившая ГТС более чем в в $10 млрд. "Американские нефтегазовые компании ExxonMobil и Chevron/Texaco также проявляют интерес к нашей ГТС. А учитывая, что украинские сети – это ключ к газовому рынку ЕС, компании, возможно, будут готовы заплатить за них намного больше, чем Россия. Если есть такое большое желание продать сети, почему не сделать это на открытом конкурсе, зачем какие-то теневые консорциумы?" – соглашается член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Пашинский.