Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) подвел итоги развития автомобильного рынка в 2009 году. Мировым лидером по продажам в этом сегменте стал Китай , оттеснив на второе место США. В КНР было реализовано 13,64 млн автомобилей (включая тяжелый грузовой транспорт). По сравнению с 2008 г. рост китайского рынка превысил 45%, тогда как в США, согласно подсчетам агентства Autodata , продажи легковых автомобилей и легких грузовиков упали в прошлом году до 10,4 млн единиц. Это самый низкий уровень за последние 27 лет, а по сравнению с предыдущим годом падение составило 21%. Эксперты отмечают, что даже если вычесть из китайского показателя реализацию грузовых транспортных средств, американский рынок все равно покажет лишь второй результат.
Для российского авторынка последствия кризиса оказались значительно более плачевными. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в прошлом году сократились по сравнению с 2008 г. на 49%, до 1,46 млн единиц. Это соответствует уровню 2005 года.Наиболее ощутимо снизились продажи таких марок, как "Тойота" (на 64%), "Мицубиси" (на 63%) и "Хёндай" (на 61%). "Шевроле", "Форд", "Ниссан" и "ГАЗ" реализовали на 56% меньше машин. Продажи многострадального АвтоВАЗа просели на 44%. Меньше всего упали продажи "Киа" (на 20%) и "Фольксвагенов" (на 22%). Остальные автопроизводители, как российские, так и иностранные, пока не озвучивали официальных данных о реализации своей продукции на российском рынке в 2009 году.
Еще более заметно сократилось в прошлом году производство автомобилей в России: по данным "АСМ-Холдинга" – на 59,7%, до 723.224 единиц. При этом производство легковых машин уменьшилось на 59,4%, а выпуск автомобилей иностранных брендов снизился на 52,7%. Подобное расхождение между падением производства и продаж, по мнению экспертов, объясняется затовариванием складов в начале кризиса, которое, к тому же, почти совпало с повышением ввозных пошлин на иномарки с января 2009 года. В преддверии этого многие дилеры завезли в страну дополнительное количество машин 2008 г. выпуска, их и распродавали в течение всего прошлого года. А местные производители тем временем были вынуждены приостанавливать заводы – к такой мере в большей или меньшей степени пришлось прибегнуть почти всем предприятиям.
Впрочем, к концу года падение темпов продаж на российском рынке замедлилось, поэтому в наступившем году АЕБ ожидает небольшого повышения данного показателя – до 1,5 млн автомобилей. Российские эксперты настроены еще более оптимистично. Так, аналитик ИК "Атон" Юлий Матевосов прогнозирует 1,7-1,8 млн проданных автомобилей к концу года. В интервьюон пояснил, что в прошлом году не было даже традиционного весеннего пика продаж в феврале-марте, который непременно случится на сей раз, пусть и не в докризисных объемах. На помощь покупателям придут рост кредитования, субсидирование автокредитов, а также утилизация старых автомобилей. Одна только последняя мера может дать порядка 200 тыс. дополнительных продаж, считают эксперты.
Правда, на данный момент названные меры государственной поддержки вновь забуксовали. Так, программа по выплате компенсаций за утилизацию старых авто, которую первоначально предполагалось запустить с начала года, теперь должна заработать лишь с 8 марта. А выдачу кредитов по программе льготного автокредитования большинство участвующих в ней банков приостановили, поскольку постановление правительства о продлении программы на 2010 г. пока не подписано. По сути, это формирует отложенный спрос, и не исключено, что традиционный весенний пик продаж, о котором говорят аналитики, в текущем году сместится на более позднее время.