Подводя экономические итоги 2009 г., невольно приходится говорить не столько о том, что случилось, сколько о том, чего не случилось за 12 последних месяцев. Вопреки многочисленным предсказаниям аналитиков, журналистов и просто любителей что-нибудь попредсказывать, уходящий год так и не принес глобальных изменений. Нынешний мир, со всеми его преимуществами и недостатками, как поется в песне, "оказался прочней".
Глобальные итоги
"Прогнившая" американоцентричная система выдержала удар: второй Великой депрессии не случилось, Бреттон-Вудская система не рухнула, новая мировая финансовая архитектура существует только в виде пожеланий.
Практически все предположения, сделанные нами год назад в традиционном экономическом прогнозе , оправдались либо полностью, либо частично. Мы предполагали, что выход из глобального кризиса будет обеспечен проверенным способом – через очередной виток долларовой эмиссии. Это должно было приостановить падение и оживить ситуацию сначала в экономике США, а впоследствии в других ведущих экономиках мира. Так и вышло. Именно колоссальные объемы государственных денежных вливаний и административно-политические меры позволили переломить ход кризиса.
Массированные антикризисные меры привели к нормализации ситуации на сырьевых рынках. Год назад мы предполагали, что мировые цены на нефть пойдут вверх и закрепятся во второй половине года на уровне 60-80$/баррель. Очевидно, что здесь не обошлось без участия спекулянтов и надувания новых финансовых пузырей, но многим это ничуть не помешало (а возможно, даже помогло) миновать самую острую фазу кризиса. В итоге, даже отъявленным скептикам сегодня очевидно, что мировая экономика, несмотря на сохраняющиеся риски, идет на поправку.
И снова Америка
Как заявил в своем интервью Национальному радио глава американского Минфина Тимоти Гейтнер, "мы не ожидаем второй волны финансового кризиса. Мы не можем позволить стране жить под угрозой риска новых происшествий, подобных тем, которые случились в прошлом году". Министр опроверг опасения нового обвала в экономике, который может быть спровоцирован слабым долларом и проблемам с кредитованием рынка коммерческой недвижимости.
Что касается доллара, то совершенно очевидно, что в широком смысле его слабость остается весьма условной. На протяжении всего года американская валюта продолжала оставаться главной спасительной гаванью для капиталов. И альтернатив этой ситуации в ближайшее время не просматривается. Несмотря на несмолкающие разговоры о лишении доллара статуса мировой резервной валюты, продвинуться в этом деле удалось лишь странам Боливарского альянса (ALBA). Последние назло "дяде Сэму" договорились осуществлять взаиморасчеты в общей денежной единице – сукре. Впрочем, на фоне последних событий в этом регионе, включая заявления яростного борца с телесной чистотой и рождественскими подарками Уго Чавеса, подобная инициатива скорее дискредитирует, нежели продвигает идею отказа от доллара.
Ситуация в области кредитования рынка коммерческой недвижимости начнет выправляться по мере оживления экономики, а на рынке жилой недвижимости оживление наступило уже в 2009 году. По данным Национальной ассоциации риэлторов США, продажи на вторичном рынке жилья в ноябре выросли на 7,4% по сравнению с сентябрем и в годовом исчислении достигли максимального с февраля 2007 г. показателя в 6,54 млн домов. Эти цифры значительно превысили ожидания аналитиков, средний прогноз которых говорил о росте продаж на 2,5%. Данные цифры крайне показательны уже хотя бы потому, что именно перегретый сектор недвижимости стал колыбелью нынешнего кризиса.
Досадные неожиданности
Постепенное восстановление экономики США является базой для улучшения ситуации в других странах. Причем восстановление будет идти именно в такой последовательности (напомним, ранее считалось, что первыми смогут оправиться от потрясений Китай и Индия). Несмотря на то, что за прошедший год Китай один из немногих сохранил положительные темпы прироста ВВП и заметно расширил внутренний спрос, его экономика по-прежнему демонстрирует догоняющий индустриальный рост на фоне довольно низкой базы. По сути, сегодня она проходит этап, который большинство развитых стран миновало больше столетия назад. Кроме того, на фоне ощутимого роста ВВП в КНР сохраняется высокий риск надувания пузырей на финансовом рынке и рынке недвижимости, и в случае неаккуратных действий китайских властей в стране могут повториться события в США 2007-08 годов.
Другой интересной особенностью года является появление экономических брешей там, где раньше их трудно было представить. Еще недавно мало кто мог поверить в фактическое банкротство Исландии и возможность разговоров о принудительном выводе Греции из еврозоны.
В России все по-прежнему
Российская экономика в 2009 г. развивалась в строгом соответствии со своим сырьевым статусом. Апокалиптические прогнозы о тотальном падении доходов населения, массовой безработице и криминализации страны за счет неприкаянных гастарбайтеров не оправдались.
Экономические настроения в России следовали за конъюнктурой мирового сырьевого рынка, жаловаться на которую пока не приходится. Благодаря выходу нефтяных цен на уровень $70-75 за баррель стране удалось сохранить относительную экономическую и социальную стабильность. Накопленные за годы нефтяного благоденствия резервы позволили смягчить удар, а в дальнейшем, благодаря подросшим нефтяным ценам, удалось приостановить падение экономики и обеспечить начало ее плавного восстановления. Главным драйвером экономики по-прежнему будет сырьевой экспорт. Это прекрасно понимают в правительстве, которое на протяжении года предпринимало активные действия по расширению возможностей экспорта энергоносителей.
О рубле и долларе
В прогнозах годичной давности мы предполагали, что соотношение курса рубля к доллару США к концу 2009 г. не превысит 31-32руб./$. В конце года за "зеленый" дают чуть менее 30 рублей. Укрепление рубля, наметившееся во втором полугодии, связано с ростом цен на сырье и включением прежней экспортно-сырьевой модели.
Впрочем, до начала укрепления российской национальной валюты стране пришлось пережить плановую девальвацию , в ходе которой курс доллара подскакивал до 36 рублей. Этот процесс является одним из наиболее спорных шагов российских властей в 2009 году. С одной стороны, девальвация позволила снизить давление на государственные резервы; с другой, ее главными итогами стало ускорение инфляции, рост процентных ставок, сокращение и спешная валютизация сбережений населения. Никаких преимуществ в виде стимулирования промышленности страна не получила.
О промышленности
Промышленное производство в РФ пережило значительное падение , продемонстрировав двузначные темпы спада (13,5%). Первые признаки роста появились лишь к концу года. Кризис в очередной раз продемонстрировал системную неспособность российского промышленного сектора к работе в сложных экономических условиях. Ситуацию усугубляет проблема моногородов, превращающая экономические трудности отдельных предприятий в социальную катастрофу. Несмотря на показательное применение "ручного управления" на примере Пикалева, изменить общую ситуацию с моногородами не удалось, и есть все основания полагать, что она перекочует в 2010 год. При этом, если в случае с экспортно-сырьевыми предприятиями трудности могут решиться сами собой с улучшением мировой конъюнктуры, то с производствами, рассчитанными на внутреннего потребителя, все значительно сложнее. Кризис показал, что отечественный потребитель отныне чужд псевдопатриотизму и готов отдавать свои кровные только за качественный современный продукт. Тем самым был подписан смертный приговор АвтоВАЗу и ряду других предприятий. АвтоВАЗ стал наглядным примером невозможности создавать конкурентоспособные производства на базе производственной культуры середины прошлого века, помноженной на современную криминализацию и коррупцию.
О слове и деле
Центральным событием уходящего года стал провозглашенный президентом Дмитрием Медведевым к