Фактический рост заработных плат в ведущих украинских компаниях в 2008/2009 г. в среднем составил 15%, что несколько ниже заявленных в 2008 г. планов (в среднем – 17%)
Об этом говорится в обзоре зарплат группы Human Capital, одного из подразделений «Эрнст энд Янг», результатами которого располагает focus.ua.
Несмотря на то, что рост заработных плат произошел у 70% участников обзора, он не компенсировал потерю покупательной способности, вызванную инфляцией и девальвацией гривны. На следующий 2009/2010 г. 45% компаний-участниц обзора запланировали рост заработных плат на уровне 15-16%.
«В этом году обзор впервые за многие годы показал отставание фактического роста заработных плат от планируемого уровня.При этом некоторые участники обзора не только не повышали заработные платы в 2009 г., но и были вынуждены в ряде случаев пересмотреть их в сторону снижения. Следует обратить внимание на тот факт, что фактические изменения заработных плат значительно отличались в зависимости от отрасли и от категории сотрудников», – рассказывает Ольга Горбановская, партнер, руководитель группы Human Capital в «Эрнст энд Янг».
Равнятся на инфляцию работодатели не стали
Данные исследования показывают, что, определяя размер заработных плат в 2009 г., компании учитывали множественные факторы: 78% компаний-участниц руководствовались рыночными показателями. Возросло число компаний, которые проводили повышения заработных плат на общих основаниях (с 28% до 80%). При этом около 66% компаний отметили, что проводили пересмотр заработных плат, ориентируясь на индивидуальные заслуги сотрудников (в 2008 г. – 46% компаний).
«Это свидетельствует о том, что компании вынуждены были делать повышения зарплат для всех сотрудников в связи с инфляцией и девальвацией гривны, а также с учетом требований рынка. Вместе с тем, большее число компаний учитывало результаты работы компании (в среднем 47% по сравнению с 36% в 2008 г.) и меньшее число участников ориентировалось на инфляцию (55% по сравнению с 64%). Очевидно, что не все компании могли позволить себе компенсировать инфляцию при повышении заработных плат, и ориентиром в данном случае выступали, в первую очередь, финансовые возможности компаний», – объясняет Ольга Горбановская.
Бюджеты на обучение персонала урезаны наполовину
В 2009 г. на первый план среди приоритетов кадровой политики компаний вышло управление эффективностью, хотя компании отмечают, что мотивация и удержание по-прежнему остаются актуальными, так же как и обучение и развитие.
Согласно данным исследования, средний бюджет на обучение персонала снизился на 46%, по сравнению с 2008 г. и составил порядка 542 долл. США на одного сотрудника в год.
В 2009 г. значительно снизился процент компаний, предоставляющих займы своим сотрудникам (с 30% до 16%). Около половины компаний, предоставляющих займы сотрудникам, в качестве основного критерия для возможности получения займа указывали стаж работы в компании.
По данным исследования, 77% компаний-участниц предоставляло медицинское страхование сотрудникам (по сравнению с 74% в 2008 г.). Кроме того, компании несколько расширили программы медицинского страхования и стали более активно применять их для членов семей сотрудников.
В персонале не нуждались
С учетом сложной экономической ситуации все большее число компаний продолжают заниматься набором персонала самостоятельно (81% по сравнению с 77% в 2008 г.). Около 66% участников обзора отметили, что пользовались услугами кадровых агентств в 2009 году (64% - в 2008 году).
Что касается планов по найму персонала на следующий год, то около 22% компаний-участниц запланировали набор персонала (в основном, по категориям среднего руководящего звена и рабочих), 6% запланировали сокращение количества персонала, а остальные 72% участников пока не планируют пересматривать количество персонала. В сравнении с 2008 годом, значительно снизился процент компаний, планирующих увеличить количество сотрудников (в 2008 г. – 44% компаний). Средний процент планируемого увеличения также несколько снизился и составил около 4-15% в зависимости от категории сотрудников.
Справка: В отчете специалисты группы Human Capital дают подробную информацию о заработной плате по более, чем 200 должностям, структуре компенсационных пакетов, а также политике и практике управления персоналом. Участники исследования (152 ведущие украинские компании) предоставили данные за период с августа 2008 г. по июль 2009 г. Наиболее широко представлены компании из FMCG сектора (22%), инвестиционно-банковского сектора (16%), а также из фармацевтической отрасли (18%). По структуре собственности, 72% участников исследования – компании со 100% иностранным капиталом, около 9% – компании с украинским капиталом и 19% – совместные предприятия.