Если кто-то думал, что самое страшное проявление кризиса – рецессия или безработица, то он ошибался. Самое страшное – чрезмерное увеличение государственного долга. Экономический рост может довольно быстро возобновиться, рабочие места будут созданы, а вот накопленные долги никуда не денутся. Их придется обслуживать, выплачивать и реструктуризировать еще очень долго – возможно, десятилетиями. И все это время государство не сможет полноценно финансировать ни социальную сферу, ни науку, ни армию, поскольку значительная часть бюджетных средств будет уходить на долговые обязательства.
Из-за кризиса многие государства столь существенно увеличили свой долг, что он стал угрожать их финансовой стабильности. Совокупный долг промышленно развитых стран уже в ближайшие годы может превысить 100% их ВВП, а отдельные страны уже перешагнули за эту отметку.
Согласно прогнозам МВФ, уровень госдолга в развитых странах в ближайшие четыре года вырастет на 40% ВВП и в 2014 г. составит около 120% ВВП. Именно этот фактор станет главным тормозом на пути восстановления мировой экономики.
Непомерный рост долгов чреват, прежде всего, тем, что их обслуживание становится все дороже. Причем, в геометрической прогрессии, поскольку растет не только сумма долга, но и процентная ставка по новым обязательствам. Если при этом государству не удается поддерживать темпы экономического роста, оно теряет финансовую устойчивость, и повышается риск спекулятивных атак. Все это ведет к снижению инвестиционной и кредитной привлекательности страны и делает ее дальнейшее развитие еще более затруднительным.
В декабре этот негативный сценарий начал воплощаться в Греции . Ее долг достиг 118% ВВП, а бюджетный дефицит – 12,7%. Кредитное агентство Fitch снизило рейтинг Греции до самой низкой отметки в еврозоне – BBB+. Если предоставить Греции самой выбираться из дефицитно-долговой ямы, дело может кончиться суверенным дефолтом, который станет неприятным прецедентом для других стран еврозоны, накопивших большие долги, – Португалии, Испании, Италии, Бельгии и Ирландии.
Очень плохи дела у британской экономики. Минувшей осенью долг Соединенного Королевства находился на уровне 60% ВВП, а дефицит бюджета был больше, чем у любой другой крупной промышленно развитой страны. По прогнозам ОЭСР, госдолг Великобритании будет расти и к 2017 г. достигнет показателя в 120% от ВВП. Британский Национальный институт экономических и социальных исследований (NIESR) предупреждает, что стремительно растущий государственный долг неминуемо приведет к росту налогов, сокращению бюджетных расходов и повышению пенсионного возраста.
Нарастающие как снежный ком финансовые проблемы стали одной из основных причин утраты Великобританией позиций в списке крупнейших экономик мира. Еще в 2005 г. она была четвертой после США, Японии и Германии; через год ее обошли Франция и Китай, а в этом году – Италия. Согласно прогнозам Британского Центра исследований экономики и бизнеса (CEBR), если Лондону не удастся разрулить финансовые проблемы, то уже к 2015 г. развивающиеся страны вытеснят Великобританию из десятки лидеров.
В абсолютных цифрах по размеру госдолга лидируют США , чьи долги превышают $12 трлн и тоже приближаются к уровню в 100% ВВП. Финансовые власти делают все, чтобы сохранить низкий процент по своим обязательствам, однако в условиях наметившегося выхода из кризиса инвесторы теряют интерес к этим надежным, но неприбыльным активам. Так что новые заимствования будут обходиться дороже. В Вашингтоне уже признают, что, как ни крути, а при самом благоприятном сценарии расходы на обслуживание госдолга США возрастут с нынешних $200 млрд до более чем $700 млрд в 2019 году. Независимые эксперты дают и более мрачные прогнозы – вплоть до скорого объявления дефолта.
В конце ноября эксперты французского банка Societe Generale опубликовали доклад, в котором рассматривается несколько сценариев развития мировой экономики. По самому пессимистичному из них уже через два года ожидается новая глобальная рецессия. При этом госдолг Великобритании достигнет 105% ВВП, США – 125%, Японии 270%, а долговое бремя в целом окажется б о льшим, чем было после Второй мировой войны. Если этот сценарий сбудется, единственным безопасным вложением средств в мире станет золото .
В России проблема чрезмерного роста государственного долга пока не стоит. Но зато есть своя мина замедленного действия – корпоративная задолженность. С лета текущего года эта проблема усугубилась: компании вернулись к жизни в долг, воодушевленные улучшением ситуации на сырьевом рынке и надеждами на скорое окончание кризиса. Они продолжали брать кредиты на фоне снижения процентных ставок и укрепления рубля к доллару, и при этом лишь немногие сумели договориться о реструктуризации старых долгов. В итоге размер долга негосударственного сектора перед иностранными кредиторами с апрельских $420,7 млрд к октябрю вырос до $441,2 миллиарда. Согласно прогнозу банка UBS, в следующем году эта цифра увеличится примерно до $500 миллиардов. По данным ЦБ, в 2010 г. негосударственным корпорациям и банкам необходимо выплатить $153 миллиарда. И было бы ошибкой успокаивать себя тем, что это долги частного бизнеса. Как показывает практика, в нашей стране проблемы большого бизнеса очень быстро становятся проблемами государства.